Вариант 1
Тема Родины и служения ей — ведущая в творчестве М. В. Ломоносова. С этой темой тесно связана тема науки, познания природы. Наиболее ярко просветительские идеалы поэта отразились в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»:
1. Необъятность Родины:
Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою...
2. Процветание Родины невозможно без мира (понимаемого очень широко — «возлюбленная тишина»):
Когда на трон она вступила, Войне поставила конец.
3. Одна из основных заслуг Елисаветы — развитие отечественной науки:
О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны!
Наука не только способствует процветанию России, но и приносит пользу каждому человеку:
Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут...
Ода завершается гимном науке, призывом к молодому поколению дерзать во славу Российской земли.
Вариант 2
Прославление Родины, мира, науки, просвещения в произведениях М. В. Ломоносова.
Творчество Михаила Васильевича Ломоносова — яркий пример классицизма в русской литературе XVIII века. Основным жанром в его творчестве были оды — стихотворения восторженного характера в честь какого-либо лица или значительного, торжественного события. Этот жанр давал возможность соединить лирику и публицистику, высказаться поэтическим языком по вопросам, имеющим государственное значение.
Центральной в одах Ломоносова была тема Родины. Ломоносов изображает величие России, обширность территории, обилие природных богатств. Например, в “Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года”:
Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою; Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли.
Что необходимо для процветания и благополучия России? По мнению Ломоносова, это упорный, напряженный труд всех слоев населения. Тема труд а занимает важное место в поэзии Ломоносова. В “Оде на взятие Хотина” 1739) Ломоносов показывает, что победу над Турцией одержал “в труде избранной наш народ”.
С темой труда в творчестве Ломоносова тесно связана тема науки, просвещения, которые способны облегчить “усердный труд”, обогатить народ не только материально, но и духовно.
В “Оде на день восшествия...” поэт обращается к молодому поколению с призывом посвятить себя служению науке, сменив чужеземных ученых:
О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны!
Ломоносов был убежден в том, что занятия науками должны сделать человека счастливым:
Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут...
Чтобы народ мог беспрепятственно пользоваться плодами своего труда, чтобы развивались науки и просвещение, России необходим мир. Ломоносов славит успехи русского оружия (“Ода на взятие Хотина”), но война, по его мнению, несет с собой разрушение, беды, плач народа:
Воззри на плач осиротевших, Воззри на слезы престаревших, Воззри на кровь рабов твоих.
“Возлюбленная тишина” для Ломоносова — это не только установление мира между народами, но и прекращение внутренних раздоров, сплоченность всех слоев населения в стремлении достичь “процветания” России.