A+ A A-

Своеобразие сатиры В.В. Маяковского

 

Вариант 1

Сатирические стихотворения в поэзии Маяковского занимают особое место. Маяковский беспощадно высмеивал явления, кото­рые, по его мнению, мешали развитию молодого советского госу­дарства. Силою своего искусства поэт боролся яростно и страстно против всего, что стояло на пути становления и совершенствования Советского государства.

Сатирические произведения Маяковского рождались под влия­нием времени, были исключительно злободневны и вместе с тем несли в себе глубокое обобщение.

Каково же конкретное содержание сатиры Маяковского? Какие недостатки высмеивает и обличает поэт? Чем интересны поэтические образы, литературные приемы сатирических произведений поэта?

После 1917 года сатирическими адресами поэзии Маяковского были следующие:

• мещанство - «О дряни», «Хулиган», «Даешь изящную жизнь», «Маруся отравилась», «Стабилизация быта», «Старое и новое» и др.;

• бюрократизм—«Прозаседавшиеся», «Бюрократиада», «Бумаж­ные ужасы», «Товарищ Иванов», «Баллада о бюрократе и робкоре» и др.;

• капиталистическое окружение - «Как работает республика де­мократическая?», «Моя речь на Генуэзской конференции» и др.

Сатирическое начало внутренне присуще творчеству Маяковс­кого, юмор и сатира свойственны не только сатирическим произ­ведениям, но и лирическим стихотворениям, и поэмам, и пьесам, и стихотворениям для детей.

Шарж, ирония, гипербола, пародия, юмор придавали сатиричес­ким произведениям поэта различные оттенки. « Маяковский улыба­ется, Маяковский смеется, Маяковский издевается»( 1923) - так на­звал он один из сборников своих стихов.

Остановимся более подробно на стихотворении «О дряни». В этом стихотворении призыв к борьбе с обывательщиной, пережитками мещанства, ожившими во времена НЭПа .

Уже в первых строках стихотворения ясно определена литератур­но-политическая цель поэта: он хочет не только воспевать героические дела и подвиги советских людей, но и беспощадно бить по дряни. Кто же и что такое эта дрянь? Очень часто это - бюрократизм, чиновни­чья тупость; здесь - это мещанская пошлость, обывательский быт.

Главные герои стихотворения - супружеская пара во время ве­чернего чаепития. Домашний «уют» с учетом современных «веяний». Он радуется прибавке к жалованью и намеревается завести себе «галифища», она мечтает о платье с эмблемой в виде серпа и молота, чтобы появляться на балах в Реввоенсовете. Вот и все. И казалось бы, о чем волноваться и на что гневаться? Не обычные ли это совет­ские люди? Ведь и «галифища», и эмблема, и бал в Реввоенсовете, и портрет Маркса на стенке, и газета «Известия» на диване - явные признаки нового, советского быта. И даже жену муж называет не иначе, как «товарищ Надя». Но поэт видит и другое. За внешностью и оперением советских граждан он распознал «мурло мещанина», узнали сорвал маску с лица приспособившихся к советской жизни обывателей. Недаром же в стихотворении есть ряд деталей, которые характеризуют обстановку в доме как мещанскую, обывательскую: хо­зяин сидит «от самовара разморясь», а жена его собирается «фигурять в свете», на газете «Известия» греется котенок, а под потолком вере­щит «оголтелая канареица». Но особо поэт подчеркивает узость интересов и настроений. Все это, по мнению Маяковского, вещи не просто не допустимые, они опасны для дела революции:

 

Маркс со стенки смотрел, смотрел...

И вдруг

Разинул рот

Да как заорет:

«Опутали революцию обывательщины нити.

Страшнее Врангеля обывательский быт.

Скорее

Головы канарейкам сверните -

Чтоб коммунизм

Канарейками не был побит!»

 

Поэт ненавидел все то, что называл мещанством. И не только ненавидел, но и постоянно предостерегал от той опасности, кото­рую оно таят в себе. Мещанство для него такой же давний и ненави­стный враг, каким оно было для Горького.

В 1922 году в «Известиях» было напечатано сатирическое стихо­творение «Прозаседавшиеся». Стихотворение - своеобразный про­тест против бюрократии, чиновничества и волокитства. Маяковс­кий использовал в этом стихотворении такие художественные при­емы, как гипербола и гротеск. Для названия стихотворения Маяков­ский использовал неологизм. В самом стихотворении автор рисует бесконечную череду заседаний. Бюрократы заседают до двадцати раз в день, решая пустые вопросы, «разрываются» пополам,, и уже «лю­дей половины» присутствуют одновременно на двух заседаниях сра­зу. Автор высказывает свое отношение к происходящему, как и во­обще к бюрократизму:

Мечтой встречаю рассвет ранний:

«О, хотя бы

еще

одно заседание

относительно искоренения всех заседаний!

 

Художественными «помощниками» Маяковского в создании са­тирических произведений можно назвать следующие художествен­но-литературные приемы:

• гиперболизация;

• гротеск;

• использование фантастического и невозможного.

Большинство сатирических стихотворений заканчивается жиз­неутверждающе, каким-нибудь призывом к искоренению каких-либо недостатков и пороков общества.

 

 

Вариант 2

Сатира Маяковского (по стихотворениям <<Прозаседавшиеся>>, <<О дряни>>)

    Владимир Владимирович Маяковский - поэт, который всегда откликался на события современности. Для него не было тем, на которые бы не могла откликнуться поэзия. Все было предметом его внимания, если способствовало процветанию Родины. В двадцатые годы бюрократизм захлестнул чиновничество, и Маяковский откликнулся на это зло стихотворением "Прозаседавшиеся".

    

    Чуть ночь превратится в рассеет,

    вижу каждый день я:

    кто в глав,

    кто в ком,

    кто в полит,

    кто в просвет,

    расходится народ в учрежденья.

    

    Сатирическое обобщение, содержащееся в этом произведении, свидетельствовало об остроте политического зрения автора, о его возросшем мастерстве. Сатирическая сила стихотворения Маяковского рождается из органического сплава реалистической жизненной ситуации с гиперболой, гротеском, фантастикой отдельных картин и образов. Обычная картина являющихся на службу в учреждения служащих - и дождь бумаг, из которых выбирают "с сотни - самые важные!" - для очередного заседания. Совещания следуют одно за другим, одно нелепее другого: театральный отдел заседает с главным управлением по конзаводу, цель другого заседания - решение вопроса о "покупке склянки чернил Гупкооперативом", наконец, уже совершенно невообразимое заседание "А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ко-ма". Лирический герой, добивающийся аудиенции "со времени она", искренне возмущен, его охватывает ярость. Он врывается лавиной на очередное заседание:

    

     И вижу:

    сидят людей половины.

    О дьявольщина!

    Где же половина другая?

    

    У героя от этой "страшной картины свихнулся разум". И вдруг:

    

     ...спокойнейший голосок секретаря:

    "Она на двух заседаниях сразу.

    В день

    заседаний на двадцать

    надо поспеть нам.

    Поневоле приходится раздвояться".

    

    Бессмысленность и беспросветность этой суеты особенно остро и убедительно подчеркивается этой фантастической картиной, возникшей из просторечного оборота "не разорваться же". Стихотворение заканчивается лирическим выводом, точным и убедительным:

    

    О, хотя бы

    еще

    одно заседание

    относительно искоренения всех заседаний!

    

    Близким к тематике этого произведения является и стихотворение "О дряни". В центре его образ мещанина, втершегося в советское учреждение и заботящегося только о своем благополучии. Характеристика "мрази", прямо противопоставленной настоящим героям революции, завершается фантастической картиной: будто сам Маркс с портрета поднял возмущенный голос против обывательского быта:

    

    "Опутали революцию обывательщины нити.

    Страшнее Врангеля обывательский быт.

    Скорее

    головы канарейкам сверните -

    чтоб коммунизм

    канарейками не был побит!"

    

    Тема борьбы с обывательщиной за здоровый социалистический быт поставлена поэтом в целом ряде стихотворений.

    Сатира Маяковского - один из важных составных элементов его поэзии. Особенностью ее является лирическая страстность поэта-патриота в разоблачении того, что несовместимо с представлением о высоком звании гражданина, что мешает строить новое Государство.

    

    Утихомирились бури революционных лон.

    Подернулась тиной советская мешанина.

    И вылезло

    из-за спины РСФСР

    мурло

    мещанина.

    

    Остро и беспощадно Маяковский бичует "вечное" зло.