A+ A A-

Образ Руси в поэзии С.А. Есенина

 

Вариант 1

Сергей Александрович Есенин не раз говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины - ос­новное в моем творчестве». А современники С. А. Есенина отмечали, что сам поэт признавался, что «все его творчество - о России, что Рос­сия - главная тема его стихов. - Без этой темы я не был бы поэтом».

Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся...» (1914). Есе­нин уже так умеет рассказывать о природе, что можно почувствовать слияние поэта с нею. « Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», - говорит он, обращаясь к родному краю. Примечательно, что приветствует он не кусты и деревья, а именно « край любимый». А в нем - все прекрасно: резеда, вызванивающие ивы, болото, кото­рое «курит», даже «гарь в небесном коромысле». Этот край никогда не отпускает, он снится, причем сердцу. 

Интересно воспоминание о стихах Есенина артиста Качалова, который, находясь за границей, всегда возил с собой томик стихов своего друга: «Такое у меня было чувство, как будто я возил с со­бой... горсточку русской земли. Так явственно веяло от есенинских стихов родной землей».

В стихотворениях 1914—1917 г. поэт прославляют патриархаль­ные и религиозные начала дореволюционной России. В стихотворе­нии «Гой ты, Русь моя родная!» (1914), обращаясь уже ко всей стра­не, поэт задерживает свое внимание на хатах, где «в ризах образа», на низеньких околицах, на «кротком спасе» в деревенских церквах; образы берутся из церковных книг и христианских представлений. С этими образами Есенин тесно связывает быт и нравы деревни. Бро­саются в глаза деревянные избы с протекающими крышами, трухля­вые, окруженные крапивой заборы. В этих хатах живут замученные работой женщины, мужики, бегают босоногие ребятишки. Среди этой обстановки поэт разворачивает панораму событий деревенской жиз­ни. Есенину приятно слышать «звонкий, как сережки», девичий смех, видеть на лугах «веселый пляс», чувствовать бесконечность роди­мых просторов («Не видать конца и края - только синь сосет глаза»), которые рождают преданную сыновнюю любовь. И поэтому на при­зыв: «Кинь ты Русь, живи в раю», - поэт может ответить только так:

Я скажу: «Не надо рая.

Дайте Родину мою».

 

Родственные мотивы встречаются в стихотворении того же пе­риода «Край ты мой заброшенный:..». В строчках этого стихотворе­ния звучит грусть о запущенности родных мест, о пустыре, некоше­ном сене и в то же время поэт присоединяет к столь скорбным чув­ствам свою лирическую восторженность. Таковы стихотворения из цикла «Русь» (1914) и «Запели тесаные дроги» (1916), созданные под несомненным воздействием А. Блока. Тут, с одной стороны, воз­никают редкие и скорбные часовни на дороге и поминальные крес­ты, а с другой - поэтичнейший «молитвословный ковыль», звеня­щий в родных степях в унисон поющим тесаным дрогам. И вот из этого противоречия выплескивается признание:

 

О Русь, малиновое поле,

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

 

С одной стороны, трагичный саван озер, «хижины хилые» и за­пахи ладана. А с другой - восторженная идеализация «добрых молодцев» и «мирных пахарей», сопровождаемая откровением:

 

Но люблю тебя, родина кроткая,

А за что - разгадать не могу.

 

 

Любопытно, что чем безрадостнее воспроизводимые Есениным картины, тем сильнее у него привязанность к родимым далям.

Шесть стихотворений и поэм поэт называет одним дорогим ему словом «Русь». Но каждое произведение дышит сыновней лю­бовью к Родине. Так, в стихотворении «Я снова здесь в семье род­ной» (1915) он любуется «кудрявым сумраком» и волнуется «ве­черней грустью», а свой край трогательно называет «задумчивым и нежным».

Есенин не перестает слазить «брозды милые», «березовую Русь», луговые песни. Во многих его дореволюционных стихах «дремлет Русь в тоске своей веселой» {«Голубень», 1915) и светит поэту «в сердце» («О пашни», 1917).

Определенным рубежом з осмыслении Есениным темы Родины стал 1917 год. Теперь он все чаще рисует «воспрянувшую Русь». В стихотворении «О верю, верю счастье есть» (1917) мы отчетливо слышим шум и ропот «буйных вод», видим, как «заря молитвенни­ком красным пророчит благостную весть». Каждая строфа окольцо­вывается одинаковыми строчками, а внутри пятистиший звенит «зла­тая Русь», волнуется «неуемный ветер». И поэт верит в возможность счастья для своего народа. Он зовет Русь взмахнуть крылами, чтобы отправиться в неизведанный дальний полет.

Возникает ощущение грандиозности свершающегося на родной земле. Оно, это чувство, живет в «Иорданской голубице» и «Небес­ном барабанщике» (1918), где поэт называет Русь «отчалившей» и встречает «прорезавший тучи день». Как в известной картине Петрова-Водкина, Есенин приветствует «красного коня», чтобы он вывез шар земной «на колею иную».

Жизнь не дает покоя и умиротворения. Она ежечасно несет на родную землю неумолимые перемены. Надвигается страшный же­лезный гость, обдает стужей «хладная планета», укрепляются но­вые, подчас странные нравы, «в дому большие недостатки», гиб­нет старая деревня, «теперь богу негде помолиться («Возвраще­ние на родину», 1924). Есенин проявляет сложное, противоречивое отношение к переменам в Отчизне. Такие стихотворения, как «Со­рокоуст», «Исповедь хулигана» (1920), «Возвращение на родину» и «Русь советская» (1924), показывают сложное отношение авто­ра к произошедшим на его родине переменам. С одной стороны поэт учиться постигать «в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь», а с другой - «душа спросонок хрипло пела, не понимая праздник наш». Грустна радость дальнейшего существования. В своей родной деревне поэт ощущает себя «пилигримом угрюмым Бог весть с какой далекой стороны». Новый свет другого поколе­ния не греет. И вот в «Руси советской» оформляются скорбные строчки монолога:

 

Ах, родина! Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец.

Язык сограждан стал мне как чужой.

В своей стране я словно иностранец.

 

Правда, когда Есенину суждено было на время действительно стать «иностранцем» и он оказался за рубежом, чувство Родины и своей причастности к ней обостряется.

Обращаясь к матери в цикле своих стихотворений, Есенин сли­вает ее образ с Отчизной и оттого переживания близости к ней обостряется необычайно.  Таковы «Письмо к матери», «Письмо от матери», «Ответ» (1924). В последнем поэт связывает с отчизной образ разлива, который ему дорог и любим. Поэт надеется на свое обновление, возрождение, на свое активное участие в новой жизни. По-пушкински он верит в то, что «она придет, желанная пора».

И до известной степени она действительно для Есенина при- . шла в последние полтора года его жизни. Он прославляет Русь советскую и ее героя, создавая лиро-эпические произведения: «Баллада о двадцати шести» «Песнь о в великом походе», «Анна Снегина». Автор этих произведений и стремится лучше разобрать­ся в нови родной Отчизны, искренне хочет стать настоящим сы­ном «великих штатов СССР». Об этом он пишет в торжественно-патетических «Стансах» (1924). Вновь признаваясь, что «более всего Любовь к родному краю» его «томила, мучила и жгла» Есе­нин заявляет:

 

Хочу я быть певцом

И гражданином,

Чтоб каждому,

Как гордость и пример,

Был настоящим,

А не сводным сыном!

В великих штатах СССР.

 

В стихотворении «Неуютная жидкая лунность» (1925) поэт на­чинает мечтать о «каменной» и «стальной» Отчизне:

 

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной страны.

 

А потому он, хотя и с грустью, прощается с полевой Россией и ее лачугами, сохой и песней тележных колес.

Так раскрывается тема Родины, России в поэзии Есенина. Мож­но сказать, что все замечательное по искренности и душевности твор­чество Есенина было венком из песен, сплетенном Родине.

 

 

Вариант 2

    Я буду воспевать

    Всем существом в поэте

    Шестую часть земли

    С названьем кратким "Русы.

    С. Есенин

    

    Имя Сергея Есенина хорошо известно в нашей стране. Его лирика никого не оставляет равнодушным. Она проникнута горячей любовью к Родине, к русской природе. Поэт говорит: "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве". Искренняя любовь к родной земле, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, есенинское, неповторимое звучание, которое можно всегда различить в русской лирике.

    Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах краски, звуки, запахи лесов, полей и лугов. В поэзии Есенина подлинно отражены русские образы и картины, живая народная речь, поистине здесь "русский дух" и "Русью пахнет". Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу. Образ Родины появляется у Есенина уже в первых его стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает нас, когда мы читаем есенинские стихи. Я вижу, как "роса блестит на траве", как "сыплет черемуха снегом".

    

    Там, где капустные грядки

    Красной водой поливает восход,

    Клененочек маленький матки

    Зеленое вымя сосет.

    

    Я вижу, как, "отражаясь, березы ломались в пруду", как "ели, словно копья, уперлись в небо". Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, гладь озер и рек, "плакучие ивы", "зеленоволосые красавицы березы", "топи да болота", "алый свет зари" - во всем этом Есенин видел красоту родной стороны. В ранней поэзии Есенина запечатлен образ крестьянской Руси кануна Великой Октябрьской революции. Поэт видел Русь кроткой, печальной, и тяжелая жизнь Родины отразилась в его творчестве:

    

    Край ты мой заброшенный.

    Край ты мой, пустырь,

    Сенокос нескошенный,

    Лес да монастырь.

    

    Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к Родине:

    

    Холодной скорби не измерить.

    Ты на туманном берегу,

    Но не любить тебя, не верить

    Я научиться не могу.

    

    К вершинам поэзии Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля, "где мужики косили, где сеяли свой хлеб", была его домом, где прошло детство маленького Есенина. Мир народно-поэтических образов окружает Есенина с первых дней его жизни. И костер зари, и плеск волн, и голубая гладь озера - вся красота родного края с годами превращается в стихи, полные любви к родной земле.

    

    Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

    Лишь к тебе я любовь берегу.

    Весела твоя радость короткая

    С громкой песней весной на лугу.

    

    В сердце Есенина с юных лет запали "ветровые слезы России", ее грустные песни, светлая печаль - картина родной стороны создана в стихотворении "Гой ты, Русь, моя родная". Родина, которой не видать конца и края - "только синь сосет глаза",- вызывает у поэта необычайную по силе сыновнюю любовь. Ему приятно слышать "звонкий, как сережки, девичий смех", видеть, как у низеньких хат "звонко чахнут тополя", а "на лугах веселый пляс". Радостно ощущать, как "пахнет яблоком и медом", и поэтому поэт признается в любви Родине.

    

    Если крикнет рать святая:

    "Кинь ты Русь, живи в раю!"

    Я скажу: "Не надо рая.

    Дайте Родину мою".

    

    Есенин, как он писал сам, воспринял революцию по-своему, "с крестьянским уклоном", больше стихийно, чем сознательно. Есенин колебался в оценке нового советского уклада жизни. Он знал и любил старую Русь, ее печальный образ по-прежнему владел его поэтическим воображением:

    

    Спит ковыль. Равнина дорогая,

    И свинцовой, свежести полынь.

    Никакая Родина другая

    Не вольет мне в грудь мою теплынь.

    И теперь, когда вот новым светом

    И моей коснулась жизнь судьбы.

    Все равно остался я поэтом

    Золотой бревенчатой избы.

    

    Поэт чувствовал, как в лучшую сторону меняется жизнь его Родины.

    

    Мне теперь по душе иное,

    И чахоточном свете луны

 

    Через каменное и стальное

    Вижу мощь я родной стороны.

  

    Но поэт был далек от реального понимания социализма и революций. Отсюда почти неизбежный для него переход от восторга к разочарованию, от радости к отчаянию, от приветствия к обвинению. Есенин начинает проклинать "железного гостя", несущего гибель патриархальной деревне и оплакивать старую уходящую Русь. Поэту казалось, что "железный город" враждебен, что он угрожает разрушением крестьянскому миру, овеянному патриархальной романтикой. Есенинская лирика этого времени окрашена в печальные тона.

    Есенин был на Кавказе, где написал цикл лирических стихотворений. Пленительна красота восточной природы, ласков ветер, легко сердцу поэта с любимой, но думы о Родине и здесь не покидают его. Они все время влекут его домой. Поэт вспоминает тоску бесконечных равнин, знакомую ему с юношеских лет, песню железных колес, вербы вдоль дорог, бесплодные поля и жалкие лачуги. Так возникает картина старой деревни, которая не радует взгляда, теперь она вызывает у поэта; горячее чувство протеста и жажду обновления Родины:

    

    Полевая Россия! Довольно

    Волочиться сохой по полям!

    Нищету твою видеть больно

    И березам, и тополям.

    

    Сила и обаяние лирики Есенина в ее правдивости, искренности и Задушевности. В его проникновенных стихах запечатлелись картины родной природы, его русская душа и глубокая любовь к Родине.