Вариант 1
А. П. Чехов не раз подходил в своих произведениях к теме распада дворянских гнезд. О надвигающейся гибели дворянских гнезд автор пишет в рассказах «В усадьбе», «Чужая беда», «В родном углу», «У знакомых» и др.
В пьесе «Вишневый сад» Чехов как бы обобщает тему гибели дворянских гнезд и подводит итог своим размышлениям о судьбе дворянства.
Перед нами типичная дворянская усадьба, окруженная старым вишневым садом. «Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо!..» - восторженно говорит героиня пьесы Раневская.
Дворянское гнездо доживает последние дни. Имение не только заложено, но и перезаложено. Вскоре, в случае неуплаты процентов, оно пойдет с молотка. Что же предпринимают для спасения усадьбы ее владельцы? И что вообще представляют собой эти последние хозяева вишневого сада, живущие больше прошлым, чем настоящим?
В прошлом - это богатая дворянская семья, которая ездила в Париж на лошадях и на балах которой танцевали генералы, бароны, адмиралы. Раневская имела дачу даже на юге Франции в Метоне.
Прошлое стоит теперь перед Любовью Андреевной в виде цветущего вишневого сада, который предстоит продать за долги.
Лопахин предлагает владельцам имения верное средство спасти усадьбу: разбить вишневый сад на участки и сдавать в аренду под дачи. Но с точки зрения барских понятий это средство кажется недопустимым, оскорбительным для чести и фамильных традиций. Оно противоречит и дворянской этике. «Дача и дачники -это так пошло, простите», - барски высокомерно заявляет Раневская Лопахину. Поэзия вишневого сада и его дворянское прошлое заслоняют от хозяев усадьбы жизнь и требования практического расчета.
Безволие, неприспособленность, романтическая восторженность, неустойчивость психики, неумение жить характеризуют Любовь Андреевну Раневскую. Личная жизнь этой героини сложилась неудачно. Потеряв мужа и сына, она поселилась за границей и тратит средства на человека, который ее обманул и обобрал.
В характере Раневской, на первый взгляд, много хороших черт. Она обаятельна, любит природу и музыку. По отзывам окружающих, она «добрая, славная» женщина, простая и непосредственная.
Она доверчива и искренна до восторженности. Но в душевных переживаниях ее нет глубины, настроения ее мимолетны, она сентиментальна и легко переходит от слез к беззаботному смеху. Она как будто чутка и внимательна к людям. А между тем какая душевная пустота скрывается за этим внешним благодушием, какое равнодушие и безразличие ко всему, что выходит за пределы вишневого сада и ее личного благополучия.
Раневская в сущности эгоистична и равнодушна к людям. В то время как ее домашней прислуге «есть нечего», Раневская сорит деньгами направо и налево и даже устраивает никому не нужный бал.
Жизнь ее пуста и бесцельна, хотя она и много говорит о своей нежной любви к людям, к вишневому саду.
Таким же, как и Раневская, безвольным, никчемным в жизни . человеком является и ее брат Гаев. Всю жизнь он прожил в имении, ничего не делая. Он сам признается, что проел свое состояние на леденцах. Единственное его занятие - бильярд. Он весь погружен в размышления о различных комбинациях бильярдных ходов.
В противоположность своей сестре, Гаев несколько грубоват. Барское высокомерие к окружающим слышится в его словечках «кого?», «хам».
И Раневская, и Гаев - это люди, привыкшие беспечно жить, не работая, они даже не могут осмыслить трагизма своего положения. У них нет будущего. Это последние представители вырождающегося дворянства.
Еще одной значимой фигурой для понимания проблемы гибели дворянских гнезд является слуга Фирс. Порождение крепостной эпохи, он живет воспоминаниями о счастливом прошлом. Он полон забот о своем барине и ухаживает за ним, как за маленьким ребенком. «Опять не те брючки одели. И что мне с вами делать?» - обращается он к пятидесятилетнему Гаеву.
То, что Фирс оказался в заколоченном доме и в сущности обречен на смерть, - символический эпизод в пьесе. Смерть его совпадает с гибелью вишневого сада, знаменует конец эпохи дворянских гнезд.
Вариант 2
Тема "Вишневого сада" - тема гибели старых дворянских усадеб, переход их в руки буржуазии и судьба последней в связи с появлением на арене общественной жизни России новой социальной силы - передовой интеллигенции. В пьесе показана неизбежность ухода с исторической сцены дворянства - уже отжившего, неприспособленного класса. Центральное место в пьесе занимают образы помещиков-дворян Раневской и Гаева. Они - потомки богатых владельцев великолепного поместья с прекрасным вишневым садом. В былые времена их имение приносило доход, на который жили его праздные хозяева. Привычка жить трудами других, ни о чем не заботясь, сделала Раневскую и Гаева людьми неприспособленными к какой-либо серьезной деятельности, безвольными и беспомощными.
Раневская, внешне обаятельная, добрая, простая, непосредственная, является в своей основе олицетворением паразитизма и легкомыслия. Она искренне обеспокоена неустроенностью своей приемной дочери Вари, жалеет верного слугу Фирса, запросто целует после долгой разлуки горничную Ду-няшу. Но ее доброта - результат изобилия, созданного не своими руками, следствие привычки тратить деньги не считая. Раневская эгоистична, и отсюда привычка к тому, чтобы все преклонялись перед ее богатством, восхищались ее красотой и выполняли ее прихоти. Ничего не умеющая, ничего не делающая, ни о чем серьезно не думающая (прислуге нечего есть - она устраивает никому не нужный бал), Раневская видит жизнь лишь в праздниках, неопределенно меняющихся личных удовольствиях, сердечных увлечениях, в любви, понимаемой ею, видимо, лишь чувственно. С удивлением она говорит Трофимову: "В ваши годы не иметь любовницы?" Еще меньше привлекательных черт в брате Раневской - Гаеве. Абсолютная праздность, отсутствие серьезных интересов в жизни сделали из него фразера, празднослова. Он произносит напыщенные, но лишенные всякого подлинного чувства речи. Единственный его интерес - бильярд. Гаев по-барски высокомерен и груб с людьми, которых считает ниже себя по положению. Гаев так же безволен, как и его сестра, его чувства еще менее глубоки, чем чувства Раневской.
...Приближается срок продажи заложенного имения. Гаев и Раневская растерянно ищут пути спасения, рассчитывая то на помощь богатой ярославской тетушки, то на заем под вексель, но решительно отвергают выход, предложенный Лопа-хиным: разбить вишневый сад на участки и сдавать их в аренду дачникам. Это средство кажется им недопустимым, оскорбительным для их чести и фамильных традиций, противоречащим их классовой этике. Поэзия вишневого сада, все, что с ним было связано, заслоняют жизнь и требования практического расчета. "Дача и дачники - это так пошло, простите", - говорит Раневская Лопахину. Эти слова можно трактовать как брезгливо-высокомерные. Однако, с другой стороны, то, чем был для Раневской вишневый сад, и дачники - это действительно несовместимо и пошло. И это, к сожалению, не понять Лопахину - представителю нарождающейся буржуазии ("легкомысленными, неделовыми, странными людьми" называет он Раневскую и Гаева). Лопахин - энергичный, трудолюбивый человек, по-своему добрый, умный, не лишенный даже некоторого эстетического чувства. Однако он, новый хозяин вишневого сада и бывший крепостной Гаевых, - хищник... И Чехов видит, что на смену "дворянским гнездам" приходят именно такие, как Лопахин. И если представителям дворянства в пьесе не хватает чувства реальности, практичности, то таким, как Лопахин, - умной и чуткой души. И поэтому автор "не отдает" будущее России в их руки. Их роль, по мнению Чехова, должна быть однозначной: "Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен", - говорит Лопахину Трофимов.
Россия будущего в пьесе представлена в образах Пети Трофимова и Ани. Петя Трофимов - представитель так называемой трудовой, передовой интеллигенции, думающей, чувствующей и вместе с тем - не лишенной здравого смысла и практичности. Он верит в будущее России, завоеванное трудом, и заражает своей верой Аню - семнадцатилетнюю дочь Раневской. "Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь..."- говорит Аня матери. По мнению Чехова, Аня и Петя Трофимов - это молодая Россия, Россия будущего, которая придет на смену России Гаевых и Лопахи-ных.
Как ни удивительно, "Вишневый сад" Чехова очень созвучен нашему времени. И сейчас все "ожидают" прихода некой "третьей" силы, которая соединяла бы в себе ум, интеллигентность, порядочность и способность к деятельным преобразованиям, отрицая при этом душевное хамство Лопахиных и безмолвие, растерянность людей, подобных Гаеву и Раневской.