Вариант 1
Главный герой творчества Некрасова- народ, крестьянство. Поэт с присущей ему искренностью, силой, исчерпывающей полнотой и ясностью изображает думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости крестьянства. Удивительное знание деревенского быта, любовь к народу, проникновение в его внутренний мир отличают поэзию Некрасова.
Такие стихотворения, как: «В деревне», «Забытая деревня», «Деревенские новости», «Несжатая полоса», «Крестьянские дети», «В полном разгаре страда деревенская» и многие другие — рассказывают о жизни крестьянства, раскрывая ее разные стороны. «На уме у тебя мужики», — говорил Некрасов о своей музе.
В стихотворении «В деревне» главная героиня - крестьянка, потерявшая единственного сына-кормильца. Она вынуждена под старость идти по миру, жизнь ее беспросветно тяжела, и, «кабы только не грех», она готова наложить на себя руки. В стихотворении «Орина, мать солдатская» поэт продолжает рассказ о тяжелой доле женщины-крестьянки. В основе стихотворения - быль. Некрасов вспоминал: «Орина, мать солдатская, сама рассказывала мне свою жизнь. Я несколько раз делал крюк, чтобы поговорить с ней, а то боялся сфальшивить». Горе женщины в том, что ее единственный сын, замученный солдатчиной, вернулся домой совсем больным и вскоре умер:
Девять дней хворал Иванушка,
На десятый день преставился.
…………………………………
Богатырского сложения,
Здоровенный был детинушка!
Жестокая казарменная жизнь, бессмысленная муштра сгубила, довела до чахотки богатыря. Даже в бреду умирающий не может преодолеть страх, который поселился в его сердце от жестокого, бесчеловечного отношения к солдатам:
Вдруг метнулся... смотрит жалобно...
Повалился - плачет, кается,
Крякнул: «Ваше благородие!
Ваше!...» Вижу - задыхается...
………………………………………...
Мало слов, а горя реченька,
Горя реченька бездонная!..
Такими словами заключает автор рассказ Орины.
Нашли отражение в творчестве Некрасова и детские впечатления, связанные с.увиденным на Волге тяжелым трудом бурлаков. Жизнь и труд бурлаков Некрасов видел с детства', ребенком он слышал их Песни-стоны, и услышанное и увиденное оставило неизгладимый след в его душе. В стихотворении «На Волге» Некрасов описывает то, что не смог забыть:
Почти пригнувши головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки...
Труд бурлака был настолько тяжелым, что смерть им казалась желанной избавительницей:
Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть -
Так лучше было бы еще.
Не меньшее сострадание испытывает Некрасов к судьбе детей. В стихотворении «Плач детей» поэт показывает тяжелый труд детей на фабрике. Эти маленькие каторжники не знают отдыха и счастья. Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа:
Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит,
Хоть умри - проклятое вертится,
Хоть умри - гудит-гудит-гудит!
Образы «деревенских русских людей» входят также в известное стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Стихотворение написано на основе реальных событий, очевидцем которых случайно стал поэт. Частной истории поэт придает обобщенное значение. Мужики, стоящие у парадного подъезда, - это собирательный образ всего русского крестьянства, всей деревенской Руси, которая пришла искать правды и справедливости, но пред ними захлопнулись двери «пышного подъезда»
Очень ярко представлен контраст между теми, кто пришел просить, и тем, кто не захотел принять, выслушать и помочь. Противопоставление деревенских мужиков и вельможи, человеческого страдания и бездушной роскоши, трудовой жизни и паразитического существования составляют основную часть стихотворения. Поэт не скрывает своего сочувствия мужикам. Не случайно стихотворение заканчивается риторическим вопросом:
............Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил —
Создал песню подобную стону
И духовно навеки почил?...
Некрасов очень точно назвал свою музу «Музой мести и печали». Все произведения поэта о народе - это поэзия «мести и печали». В «Элегии» 1847 г. Некрасов пишет:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
Можно сказать, что Некрасов в своих произведениях обращается к самым разным темам, но главной в его творчестве остается народная тема.
Вариант 2
Глубокая любовь к почве звучит в произведениях
Некрасова, и поэт сам искренно сознает эту любовь...
Одинаково любит он эту почву и тогда,
когда говорит о ней с искренним лиризмом,
и тогда, когда рисует мрачные или грустные
картины.
А Григорьев
Некрасов смотрел на мир глазами народа. В стихотворении "Родина" он не может найти ничего положительного в крестьянской жизни из-за "глухого и вечного гула подавленных страданий":
И с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор -
В томящий летний зной защита и прохлада.
Поэт понимает, что народ сам не может выбрать правильный путь борьбы за счастье и справедливость. В своих произведениях он хочет указать на все тяготы, несправедливость быта, жизни, направить развитие мысли народной в верное русло. И для того чтобы донести до народа свои мысли, Некрасов обращается к лирической форме. В стихотворении "В дороге" он опирается на собственную основу, немыслимую для поэтического произведения, показывает характерную крестьянскую речь: "слышь ты"; "зна-мо-де"; "девка"... Некрасов рисует всю убогость, серость и душевную неразвитость русского крестьянина. Он настолько привык жить в рабстве, постоянном угнетении, что даже не помышляет о возможности другой жизни. Идея этого стихотворения: всевластие, произвол дворянства, как в добре, так и в зле. Но трагедия народа не только в этом непонимании.
В стихотворении "Забытая деревня" поэт говорит о том механизме, который работает и без помещика. Этот механизм заложен системой деспотизма, и поэтому у крестьян складывается ложное восприятие жизни. В менталитете русского народа закреплено понятие преданной веры в кого-нибудь. Русский крестьянин должен на кого-то опираться, должен во что-то и в кого-то верить, и поэтому жизнь от рождения до смерти, проведенная в рабском, изнуряющем труде, порождает веру в неизбежность жестокой системы, убивающей в человеке личность.
Но в то же время у Некрасова есть и оптимистические стихотворения, например, "Школьник", в котором автор создает образ отца, готового отдать последний грош на образование сына, чтобы тот стал настоящим, свободным человеком:
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь...
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездонна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных, то и знай, -
Сколько добрых, благородных,
Сильных, любящих душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
В стихотворении "Размышления у парадного подъезда" Некрасов сопоставляет два мира: мир богатых, праздных и мир трудящихся, где царит "скорбь народная". Поэт показывает презрение вельмож к народу: "Гони! Наш не любит оборванной черни!" Чувства народа гораздо сложнее. Они никак не могут переступить через свою веру в доброго царя и доброго хозяина. Они послушно уходят, даже не осмеливаясь судить этого барина.
С сатирой и в другом стиле описывает Некрасов безмятежную старость вельможи. И как заклятие пишет строки:
И со славой умрешь!
Совсем иначе звучит последняя часть стихотворения, где рассказывается о народе. Эта часть написана как народная песня, которая передает стон, страдания:
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля.
На мой взгляд, самые сложные размышления поэта о народной жизни изложены в поэме "Кому на Руси жить хорошо". Автор понимает, что это риторический вопрос, но очень хочет указать путь к счастью для всех людей. Русский крестьянин - главный герой этой поэмы. В ней множество крестьянских портретов - групповых и индивидуальных. Самый типичный портрет русского крестьянина - это Яким Нагой:
Грудь впалая, как вдавленный
Живот, у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле,
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука - кора древесная,
А волосы - песок.
Поэт, смотревший на мир глазами народа, находит яркие сравнения, выразительно передает облик крестьянина. Сами названия деревень, в которых живут крестьяне: Зап-латово, Дырявино, Разутово, Знобишино, - характеризуют условия жизни в них.
В поисках счастья семь мужиков встречаются со многими людьми, и этим Некрасов показывает, что во всей России царят бедствие и страдание. Века крепостной жизни не прошли бесследно для крестьян. Некрасов с горечью отмечает, что многие из них, сломленные тяжелой жизнью, становятся слепыми исполнителями барской воли. Наряду с ними Некрасов показывает немногих протестующих крестьян.
В эпилоге в образе Гриши Добросклонова Некрасов показывает, что молодежь мыслит по-новому. Гриша встал на путь сопротивления, он верит в лучшее. Автор не сомневается, что у русского народа огромный потенциал. Он видит, что сознание крестьян, хотя и медленно, но меняется. Этой поэмой Некрасов хотел сказать, что русский народ созрел для осознания необходимости другой жизни, что можно и нужно стремиться к счастью.