A+ A A-

Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря?

 

Вариант 1

Замысел создать образ юноши, рвущегося на волю из монастыря или тюрьмы, зародился у М. Ю. Лермонтова еще в 1830-1831 годах. В одной из заметок времени мы читаем: « Написать записки моло­дого монаха 17 лет. - С детства он в монастыре... Страстная душа томится. Идеалы..» И только в 1837 году после встречи в Мцхете со стариком-монахом, который рассказал поэту историю своей жиз­ни, Лермонтову удалось осуществить этот замысел.

Тема поэмы «Мцыри» - изображение сильной личности юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой ему монастырской среды. Образ Мцыри сложен: это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и человек, жаждущий познания и мечтающий о доме. Мцыри - эмо­циональная, страстная натура. Его сознание пробудилось, но не имеет пищи. Желание «взглянуть на дальние поля, // Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы» -движет героем и заставляет его совершить побег из монастыря.

Жить для героя поэмы - значит испытывать сильные чувства, ненавидеть и любить. Жизнью в своей исповеди Мцыри называет три дня, проведенные им за стенами монастыря: он любовался жен­щиной, сражался с барсом, блуждал в лесу, искал дорогу к дому. Душа Мцыри переполнена стремлением найти родной дом, вернуться на родину. Для Мцыри потерянный и обретенный рай Родины доро­же рая монастырских молитв. Для героя возвращение на утрачен­ную отчизну сопоставимо с возвращением к первозданному безгреш­ному состоянию. Но попытка Мцыри обречена на провал. Ему не удалось одержать победу над судьбой.

Лермонтов в финале поэмы делает открытие о высшей свободе. Герой не случайно возвращается к монастырским стенам. Ворота, ведущие в монастырь, открывают герою дорогу в «небесную отчиз­ну», куда он уходит, не вынеся земных испытаний, неспособный жить «скучными песнями земли».

 

 

Вариант 2

    "Мцыри" - пламенная поэма М.Ю.Лермонтова о грузинском мальчике, потерявшем свободу и родину. Почти всю свою юность Мцыри провел в монастыре. Им безраздельно овладела огромная тоска по родному дому, где он провел недолгое, но счастливое детство. Единственной его мыслью была мысль о побеге. Часто он

    

    Бродил безмолвен, одинок,

    Смотрел, вздыхая, на восток,

    Томим неясною тоской

    По стороне своей родной.

    

    И Мцыри убежал. Три дня он бродил средь лесов, прятался, как зверь, от людей, испытывал недостаток в пище, но именно здесь, на воле, он был по-настоящему счастлив.

    Но не только тоска по земле родной томила его сердце. Мечты юноши также были устремлены к свободе. Родившись в горах и будучи от природы свободолюбивым и независимым, Мцыри не мог жить в неволе. Попав в плен, юноша почувствовал боль и тоску. Жизнь в монастыре была для него равносильна заключению в тюрьме, его сердце жаждало совсем другого:

    

    Я мало жил, и жил в плену.

    Таких две жизни за одну,

    Но только полную тревог,

    Я променял бы, если б мог.

    

    Мцыри был очень одинок, и в этом его бессилие. Он сравнивал себя с листком, оторванным грозою. Здесь у него не было ни матери, ни отца, ни братьев, ни сестер, ни хороших, надежных друзей. В душе я клятву произнес:

    

     Хотя на миг когда-нибудь

    Мою пылающую грудь

    Прижать с тоской к груди другой,

     Хоть незнакомой, но родной.

    

    А также Мцыри совершил побег с целью "узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы". Он видел, как монахи добровольно отреклись от всех радостей жизни. И поэтому Мцыри стремится также "узнать, прекрасна ли земля". И когда, увидев, что проблуждав три дня, он опять вернулся к своей тюрьме - монастьфю, юноша испытывает огромное чувство горечи и разочарования. Про звон монастырского колокола, по которому он узнал, что вернулся обратно, Мцыри говорит:

    

    Казалось, звон тот выходил

    Из сердца - будто кто-нибудь

    Железом ударял мне в грудь.

    

    Убедившись, что ему уже никогда не вернуться на родину, Мцыри умер, умер от тоски по своему краю и по свободной жизни.

    В думах и мечтах Мцыри, в его стремлении к вольной, свободной жизни Михаил Юрьевич Лермонтов выразил мысли, волновавшие передовых людей того времени, к числу которых относился и сам автор поэмы. Известный русский критик В. Г. Белинский так писал об этом: "...что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью..."