A+ A A-

Философские мотивы в лирике А.С. Пушкина

 

Вариант 1

Размышления о закономерностях бытия, о смысле человеческой жизни, о смерти и бессмертии, о вере и безверии - эти философские проблемы пронизывают многие лирические произведения А. С. Пуш­кина. Свобода, любовь, дружба, история, искусство, природа - выс­шие философские ценности для поэта. Можно просто перечислить наиболее известные стихотворения поэта, посвященные философс­ким размышлениям: «Бесы», «Вакхическая песня», «Безумных лет угасшее веселье...», «Пора, мой друг, пора...», «Осень», «Вновь я посетил...», - чтобы понять, насколько глубоко и многогранно рас­крывает поэт эту тему в своем творчестве.

В стихотворении «Безверие», которое было написано в 1817 году к выпускному экзамену, автор рассуждает о том, что страх смерти, ощущение одиночества, беспокойство души - неизбежная плата гор­дого человека за отказ от веры. Причину этого тягостного состояния души поэт объясняет охлажденностью сердца: «Ум ищет божества, а - 1дце не находит».

В стихотворении «Демон» (1823) анализируются истоки и причи­ны жизненного разочарования, опасности, которые подстерегают мо­лодого человека в период его вступления в жизнь. Стихотворение от­личается особым драматизмом, что можно объяснить глубоким душев­ным кризисом поэта в начале 1820-х годов. Поэт находится в ссылке, и, несмотря на красоту южной природы и близость друзей, он чув­ствует себя бессильным решать собственную судьбу. Лирический ге­рой стихотворения ощущает, что его душу порабощают, некая злая сила лишает его чувств. «Злобный гений // Стал тайно навещать» поэта и внушать ему мрачные мысли о свободе, любви и дружбе:

 

Не верил он любви, свободе;

На жизнь насмешливо глядел -

И ничего во всей природе

Благословить он не хотел.

 

Демон, названный в стихотворении «злобным гением» сеет в душе лирического героя сомнения и разочарование, рождает в нем ощущение ничтожности всего окружающего:

 

Печальны были наши встречи:

Его улыбка, чудный взгляд,

Его язвительные речи

Вливали в душу хладный яд.

 

Демон разрушает все идеалы, он не верит в то, что жизнь имеет смысл, не верит в красоту, искусство, вдохновение, любовь, свободу. Но для поэтического мира Пушкина эти ценности имеют большое значение, поэтому он не соглашается с тем, что отрицание этих цен­ностей может стать истиной, которая открывается человеку, вступа­ющему в жизнь.

Тема Демона получит свое дальнейшее развитие у Лермонтова, Блока.

Ощущением таинственности пронизано стихотворение «Бесы» (1830). Это стихотворение отличает фольклорный, сказочный коло­рит. Бесы - олицетворение зла и вместе с тем - страдающие суще­ства. В стихотворении поэт связывает существование бесов с перво­зданным хаосом, который в любой момент может возродиться и унич­тожить гармонию и устроенность привычного бытия. Присутствие бесов вызывает страх у лирического героя. А финал стихотворения явно окрашен мистическими красками:

 

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине.

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне...

 

«Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...») и стихотворение «Воспоминание» имеют сходную форму - лирический монолог-ис­поведь. Мысль о моральной ответственности человека за свою жизнь, за все, что несет он миру и людям, объединяет содержание этих про­изведений.

В стихотворении «Воспоминание» лирический герой одинок, мир окружает его тишиной и мраком. Герой подводит итоги собственной жизни Воспоминание, становится суровым судьей, муки совести об­рекают героя почти на физические страдания. Пока человек не пре­одолеет собственные заблуждения, не искупит страданием совершен­ного греха, его будут преследовать страшные мучения. И все же лири­ческий герой находит в себе силы помнить о совершенных ошибках, чтобы эта память и раскаяние поддержали его на жизненном пути.

В «Элегии» лирический герой принимает жизнь, несмотря на все ее испытания:

 

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обльюсь,

И может быть - на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

 

 

Поэт верит в возможность счастья, полноту жизни, среди тех испытаний, которые обрушивает мир на человека.

Стихотворение «Пора, мой друг, пора...» написано в 1834 году. В первых строчках поэт констатирует факт необратимости жизнен­ного процесса:

 

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия...

 

Но это не терзает душу мудрого поэта. Он сделал открытие, ко­торое заключается в том, что:

 

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

 

Не стоит искать счастья, как удовлетворения всех желаний. Сча­стье состоит в преодолении метаний души, сосредоточенности на себе самом, собственном внутреннем «я», самых близких людях.

В 1830-е годы в поэзии Пушкина появляется еще один мотив -мотив «дома» души. Размышления о таком «доме души» мы нахо­дим в стихотворении «Осень» (1833). Осень в творчестве А. С. Пуш­кина - совершенно особое время года:

И с каждой осенью я расцветаю вновь...

 

Пушкин называет осень любимым временем года. В этом сти­хотворении осень - время слияния всех начал бытия. В ней перепле­тается несовместимое: уныние и красота («Унылая пора! Очей оча­рованье!»), жизнь и смерть («Как, вероятно, вам чахоточная дева // Порою нравится»).

Круговорот времен года дан автором в этом стихотворении, но это не только годовой цикл, здесь можно увидеть и круг времени: человек не должен бояться старости и смерти, потому что это начало новой жизни.

С посещением поэтом Михайловского связано стихотворение «Вновь я посетил...». Воспоминание рождает у поэта не только со­жаление об утраченных годах, протекшей молодости, оно возвраща­ет Пушкина в прошлое, к его семье, родным и близким:

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

 

Особое звучание в этом контексте приобретает рассказ о двух семьях: «семье» сосен и человеческой семье из трех поколений. Обыч­ная человеческая семья из трех поколений имеет великий смысл, потому что только продолжение рода позволит избежать смерти и забвения.

                Моральная ответственность человека за свою жизнь, за все, что он несет миру и людям, становится важной философской истиной, открытой Пушкиным в его стихах.

 

 

Вариант 2

    А. С. Пушкин - величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием. Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.

    Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отличает философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.

    Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:

    Смертный, век твой привиденье:

    Счастье резвое лови;

    Наслаждайся, наслаждайся;

    Чаще кубок наливай;

    Страстью пылкой утомляйся

    И за чашей отдыхай!

    Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении "Гроб Анакреона" (1815). Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта:

    До капли наслажденье пей,

    Живи беспечен, равнодушен!

    Мгновенью жизни будь послушен,

    Будь молод в юности твоей!

 

    ("Стансы Толстому", 1819)

 

    Обращаясь к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и наслаждений, веселья и дружеских встреч.

    Переломным моментом для Пушкина стали 20-е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества.

    В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тогдашние молодые люди. Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Изменилась и философия поэта. Пушкин-романтик видел цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отразились и в лирике поэта:

    Искатель новых впечатлений,

    Я вас бежал, отечески края;

    Я вас бежал питомцы наслаждений,

    Минутной младости минутные друзья, -

    так писал Пушкин в элегии "Погасло дневное светило" (1820). И в этом, и в стихотворении "К морю" (1824) появляется яркий романтический символ - океан. Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдохновение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана.

    Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от прежних идеалов, от увлечений своей юности:

    Мне вас не жаль, неверные друзья,

    Венки пиров и чаши круговые -

    Мне вас не жаль, изменницы младые,

    Задумчивый, забав чуждаюсь я,-

    пишет поэт в стихотворении "Мне вас не жаль, года весны" (1820).

    К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается романтизма, на смену ему приходит суровая правда жизни - реализм. Он реаль но теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.

    В стихотворении "Телега жизни" (1823) он сравнивает жизнь с телегой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до темного конца.

    Катит по-прежнему телега;

    Под вечер мы привыкли к ней,

    И дремля едем до ночлега,

    А время гонит лошадей.

    Еще более тяжелым временем был период после поражения восстания декабристов. Многие из казненных и сосланных были близкими друзьями поэта. Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта появляется мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели:

    Цели нет передо мною:

    Сердце пусто, празден ум,

    И томит меня тоскою

    Однозвучный жизни шум.

    Трудно поверить, что стихотворение "Дар напрасный, дар случайный" (1828) написано Пушкиным в свой двадцать девятый день рождения.

    Тогда же автор начинает задумываться над философскими проблемами смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле. Так, в стихотворении "Брожу ли я вдоль улиц шумных..." (1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или "в соседней долине" умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать.

    Младенца ль милого ласкаю,

    Уже я думаю: прости!

    Тебе я место уступаю:

    Мне время тлеть, тебе цвести.

    Проблему добра и зла Пушкин рассматривает и в стихотворении "Анчар" (1828), в котором повествует о "древе яда" - анчаре, являющемся философским образом-символом, воплощением зла, которым люди распоряжаются по своему желанию, рассылая гибель "к соседям в чуждые пределы".

    Но неправильным будет утверждать, что в этот период Пушкин полностью отказывается от желания жить, хочет умереть, так как не видит цели в жизни. В стихотворении "Элегия", написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное:

    Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

    Грядущего волнуемое море.

    Но не хочу, о други, умирать:

    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

    Поэт, несмотря на все трудности и горести, хочет продолжать жить, творить, и тогда, по его мнению, к концу жизни он, может быть, обретет и гармонию, и счастье, и любовь. Размышляя о разуме и безумии, Пушкин понимает, что страшнее безумия ничего нет, поэтому с такой силой он и восклицает:

    Не дай мне бог сойти с ума.

    Нет, легче посох и сума;

    Нет, легче труд и глад.

 

    ("Не дай мне бог сойти с ума", 1833)

 

    Пушкин считает, что цель его жизни как поэта - "глаголом жечь сердца людей". Он обязан своим мастерством, своим поэтическим словом служить людям, наставлять их на путь истинный.

    Размышляя над философской проблемой смены поколений, о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлить его ход невозможно, рано или по здно на его место придут другие.

    Здравствуй, племя

    Младое, незнакомое! не я

    Увижу твой могучий поздний возраст, -

    пишет он в стихотворении "Вновь я посетил..." (1835).

    Подводя своеобразный итог своей жизни, Александр Сергеевич Пушкин за полгода до смерти пишет стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." (1836). В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя он оставит потомкам:

    Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

    Мой прах переживет и тленья убежит -

    И славен буду я, доколь в подлунном мире

    Жив будет хоть один пиит.

    Автор понимает бессмертие не как физическое существование, а как след в памяти потомков.

    Рассматривая философскую лирику Пушкина, можно привести еще множество примеров. Философскими раздумьями пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе, о назначении поэта и поэзии в обществе.. Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному понимал и осмысливал вечные философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззрения и творческого метода.