A+ A A-

Образ Анны Сергеевны Одинцовой и его роль в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

План
1. Женские образы в романе «Отцы и дети».
2. Образ Анны Сергеевны.
3. Любовь Базарова к Одинцовой как свидетельство несостоятельности его жизненной позиции.

Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети» играют важную роль в деле раскрытия идейного содержания романа. Каждый женский образ вводится автором в повествование в качестве олицетворения определенных качеств человеческого характера: так, например, Фенечка олицетворяет женственность, мягкость, умение преданно и искреннее любить; Катя – практичность, уравновешенность, деловитость; Кукшина пародирует мировоззрение Базарова; мать Базарова становится символом материнской любви и преданности. Образ же Анны Сергеевны Одинцовой, богатой, самостоятельной и умной женщины, выписан автором наиболее тщательно и объемно.
Нелегкий жизненный путь, который пришлось пройти этой молодой и привлекательной женщине, сформировал и закалил ее сильный характер, благодаря чему она и стала самодостаточным человеком – рассудительным, уравновешенным, свободным от предрассудков. Дочь игрока, кутилы, неудачника, она смогла не опустить руки, даже оставшись в раннем возрасте без родителей и с маленькой сестрой на попечении. Анна Сергеевна получила хорошее образование, к тому же, обладая от природы острым умом, умением хорошо разбираться в людях, она, несмотря на свой молодой возраст, является весьма гармонично развитой личностью. Ее сложно обмануть – она смотрит на все объективно, и в этом ей помогают присущие ей трезвость ума и ярко выраженная практичность. Анна Сергеевна – это не тот человек, который дает свободу чувствам, более того – она даже не способна на проявление сильных эмоций. Душевное спокойствие и равновесие – вот вещи, которые имеют для нее настоящую ценность, и, вспоминая сложный жизненный путь Анны Сергеевны, мы понимаем, почему.
В то же время образ Одинцовой является идеальным фоном для проявления эмоций Базарова. Душевное равновесие Базарова оказывается далеко не таким незыблемым, как ему бы того хотелось, в то время как сама Анна Сергеевна, сразу же раскусившая и трезво оценившая истинную сущность этого человека, остается непоколебимой. Именно чувства к Анне Сергеевне являются той лакмусовой бумажкой, которая помогает автору продемонстрировать читателю внутренний конфликт Базарова, несостоятельность исповедуемых им убеждений и пропагандируемых им идей. Эмоциональность, романтизм, пылкость – эти качества Базарова попросту перечеркивают все принципы, декларируемые им же самим. То, что раздражало и возмущало Базарова в других, становится для героя источником сильнейших мучений, проявившись в его собственном характере.