A+ A A-

«Не небесам чужой отчизны – Я песни Родине слагал!»

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой...

 

Н. А. Некрасов

 

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова слово «родина» объясняется следующим образом: «Родина – отечество, родная страна, место рождения...» Можно согласиться с этим определением. Но только ли такой смысл слова «родина» встречаем мы в стихотворениях Н. А. Некрасова.

Вслушаемся в известные строки поэта из стихотворения «На Волге»:

 

Но вдруг я стоны услыхал,

И взор мой на берег упал.

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки...

 

Красавица-Волга становится для Некрасова «рекою рабства и тоски», символом бедствий народных и великой скорби.

 

Волга! Волга!.. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля...

 

(«Размышления у парадного подъезда», 1858 г.).

 

Родина для Некрасова – не только родная земля, русская природа, но и страдающий русский народ. С раннего детства поэт возненавидел крепостные порядки, царившие в имении отца-деспота.

Стихотворение «Родина» (1846 г.) – начало той поэзии, в которой зазвучали помыслы и чувства самого народа. Произведение во многом автобиографично. Воспоминания о матери, родном доме омрачены чувством давящей несвободы:

 

Но помню я: здесь что-то всех давило,

Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.

 

Лирическое начало сочетается в стихотворении с резким неприятием отцов-тиранов, «разврата грязного и мелкого тиранства». Поэт-гражданин не уходит и от суровых самооценок:

 

...научился я терпеть и ненавидеть,

Но, ненависть в душе постыдно притая,

Где иногда бывал помещиком и я...

 

Основные черты поэтического стиля Некрасова получили дальнейшее развитие в произведениях 1850– 1870 гг., в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

 

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь!

 

В этой двойственности восприятия родины заключены истоки некрасовской любви-ненависти. Поэт страстно желает освобождения народа, призывает встать в ряды борцов за народное счастье, к пробуждению гражданского самосознания:

 

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

 

(«Поэт и гражданин», 1856 г.).

 

Стихотворение «Рыцарь на час» – это голос проснувшейся совести. В произведении чувствуются жажда силы, деятельного служения добру и одновременно неудовлетворенность бесполезной и расслабленной жизнью.

Велика врачующая сила природы. Вспоминает поэт и свою мать-страдалицу, отдает себя на суд ей.

 

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови,

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви!

 

Образ матери в стихотворении предельно конкретен и одновременно предельно обобщен. Мать для поэта – символ всего лучшего, чистого. Именно у матери занимает лирический герой силы для будущей борьбы. Слова «мать» и «родина» сливаются в масштабный образ «Родины-матери».

Некрасов решительно выступает против излишней покорности народа-труженика. Нельзя не почувствовать горького сарказма, которым проникнут финал стихотворения «Железная дорога» (1864 г.).

 

Выпряг народ лошадей – и купчину

С криком «Ура!» по дороге помчал...

Кажется, трудно отрадней картину

Нарисовать, генерал?..

 

Думы о Родине, о предназначении поэта-гражданина, о жертвенности революционного служения составляют неотъемлемую черту некрасовской поэзии. Она служит образцом взыскательной любви к отчизне: любви, которая учит нас не бояться правды, какой бы жестокой она ни была. И, оглянувшись сейчас на окружающую нас действительность, мы понимаем, насколько поэзия Некрасова актуальна именно в наше время!