A+ A A-

В чем смысл бунта лирического героя поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах»?

План

1. «Меня сейчас узнать не могли бы…».

2. «… не выскочишь из сердца!».

3. «Улица муку молча перла».

4. «Мы сами творцы в горящем гимне».

5. «… я душу вытащу… и окровавленную дам, как знамя».

 

В 1915 году Маяковский создает поэму «Облако в штанах» – одно из самых интересных произведений дооктябрьского периода. В это время он переживает неразделенную любовь. Боль разочарования, протест против несправедливости мира, призыв к борьбе слиты воедино в поэме «Облако в штанах». В ней поэт связывает тему любви и тему революции, которая впервые входит в его творчество.

По мнению Маяковского, в обществе, где все продается и все покупается, нет настоящей любви. Личная тема приобретает в поэме социальное звучание. Ощущение трагизма, безысходности от неразделенного чувства сменяется у Маяковского призывом к борьбе.

Маяковский выражает главную идею поэмы в четырех лозунгах:

 

«Долой вашу любовь!»

«Долой вашу религию!»

«Долой ваше искусство!»

«Долой ваш строй!»

 

Поэт раскрывает связь личного и социального: в отжившем и прогнившем обществе нет места настоящей любви.

В первой части поэмы говорится о чувствах поэта. Ожидание прихода любимой изображено с невероятным накалом.

 

 

Слышу:

тихо,

как больной с кровати,

спрыгнул нерв.

И вот, —

сначала прошелся

едва-едва,

потом забегал,

взволнованный,

четкий.

Теперь и он, и новые два

мечутся отчаянной чечеткой.

Рухнула штукатурка в нижнем этаже.

Нервы —

большие,

маленькие,

многие! —

скачут бешеные,

и уже

у нервов подкашиваются ноги.

 

 

Душевная драма продолжает развиваться, перерастая в образ пожара в сердце:

 

 

Люди нюхают —

запахло жареным!

Нагнали каких-то.

Блестящие!

В касках!

Нельзя сапожища!

Скажите пожарным:

на сердце горящее лезут в ласках.

 

 

Поэт уверен в том, что возлюбленную подкупили и развратили. В поэме нет прямого указания на избранника Марии, но все общество изображено как неблагополучное, пресыщенное, погрязшее в разврате.

Желая поделиться горем, поэт выходит на улицу и видит, что его страдания – это частичка общего горя, которое остается невысказанным:

 

 

Улица корчится безъязыкая —

ей нечем кричать и разговаривать.

 

 

Задача поэта – помочь массам выразить свои страдания. Современное искусство не справляется с этой задачей, оно является «варевом из любви и соловьев». И примером такого искусства является для Маяковского поэзия Игоря Северянина:

 

 

А из сигарного дыма

ликерною рюмкой

вытягивалось пропитое лицо Северянина.

 

 

Он выступает как синоним ненужной буржуазной поэзии, не способной ничего дать жаждущим массам:

 

 

Как вы смеете называться поэтом

И, серенький, чирикать, как перепел!

 

 

Маяковский осознает себя поэтом, который должен дать голос безъязыкой улице. Надо не просить, надо брать самим:

 

 

Господа!

Остановитесь!

Вы не нищие,

вы не смеете просить подачки!

 

 

Звучит открытый призыв к борьбе:

 

 

Сегодня

надо

кастетом

кроиться миру в черепе!

 

 

Выразив протест существующему строю, поэт снова возвращается к личной драме – неразделенной любви.

 

 

Я с сердцем ни разу до мая не дожили,

а в прожитой жизни

лишь сотый апрель есть.

 

 

Вся поэма «Облако в штанах» написана в форме монолога. Но Маяковский не только выразил боль своего чувства, а выступил от имени всех страдающих, создал образ борца, обращенного к «уличным тыщам». Его переживания обретают форму бунта, призывают к действию.