A+ A A-

КОНФЛИКТ НОВЫХ ИДЕЙ И ПЕРЕЖИТКОВ ВРЕМЕНИ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

В образе Чацкого воплощены черты «нового» человека, который в фамусовском обществе чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием и со стороны хозяина, и со стороны его дочери. Его первые реплики встречают резкий отпор Фамусова, а пылкая любовь к Софье наталкивается на холодное, равнодушное отношение с ее стороны.

По Чацкому, «век минувший» характеризуется всеобщим страхом, покорностью и раболепством: ведь «тот и славился, чья чаще гнулась шея!». «Век нынешний» осуждает покорность и раболепство. В это Чацкий пока еще наивно верит. Позднее, по ходу пьесы, он поймет, что «Молчалины блаженствуют на свете», что «прошедшего житья подлейшие черты» пустили глубокие корни в обществе, основанном на самодержавии и крепостничестве. Под «веком нынешним» Чацкий понимает революционно-освободительное течение русской общественной мысли конца 10-х — начала 20-х годов XIX века.

Страстные речи Чацкого вызывают неподдельный страх Фамусова: «Он вольность хочет проповедать!».

Примечателен монолог Чацкого «А судьи кто?». Чацкий пылко обличает признанные в обществе авторитеты. Он чувствует себя человеком «нынешнего века». В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения:

 

Где, укажите нам, отечества отцы...

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

 

Кто это — «мы»? Кого здесь имел в виду Чацкий? «Судьям», которые непримиримы к «свободной жизни», он противопоставляет молодое поколение, идущее другими путями.

Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в понимании смысла и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета — вот основное орудие борьбы этого общества с такими, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово — оружие Чацкого. Это сильное, поистине разящее оружие. Но старый мир еще силен. И ряды его сторонников многочисленны.

Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». Однако бегство героя нельзя воспринять как его поражение. Чацкие наносят страшный удар Фамусовым и Молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Его осудили, против него восстали. Если Чацкие пока слабы в своей борьбе, то и Фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей.

Благородному Чацкому в комедии Грибоедова противопоставлен образ Молчалина. Если Чацкий — сын знатного московского дворянина, то Молчалин — человек более низкого происхождения. Он из милости «пригрет» Фамусовым, хотя, безусловно, нужен ему. Молчалин обладает многими деловыми качествами, достаточно образован. Чацкий напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие отнюдь не глупость. Не случайно Белинский писал, что «Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выгоды».

Столкновение между Чацким и Молчалиным — это конфликт между носителями противоположных качеств молодежи того времени. Молчалин, не в пример Чацкому, человеку умному и благородному, умен и подл. Основные качества его натуры — низость, подлость, которые он умело скрывает. Он бессловесен только потому, что он «в небольших чинах». Это расчетливый игрок, который ради своего благополучия продаст что и кого угодно.

До какого цинизма и низости нужно дойти, чтобы использовать влюбленность в себя дочери богатого человека! Софья нужна Молчалину, так как она может «словечко замолвить».

Фамусовым и Молчалиным их ум приносит лишь выгоду. Чацкий же страдает от своего прогрессивного, свободолюбивого ума. Не случайно фамусовское общество объявляет Чацкого безумным. Молчалин разоблачен, но он «мастер услужить» и легко найдет себе нового покровителя. Если Чацкий, по выражению Герцена, «идет прямым путем на каторжные работы», то Молчалин любым способом устроит свои дела, свою карьеру. И все-таки история доказала, что победа останется за такими настоящими патриотами, как Чацкий.