Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией «Горе от ума» положил начало расцвету русской реалистической драматургии. В Московском университете Грибоедов сближается с будущими декабристами, страстно увлекается театром и литературой. Вместе с другими передовыми студентами он хорошо изучил произведения Радищева, Новикова, Фонвизина. В нем рано пробуждаются чувство личного достоинства и неприязнь к барской среде, крепостническим нравам. Шекспира Грибоедов знал наизусть, но критически относился к защитникам принципов классицизма в литературе. Он считал, что классицизм мешает воображению. Вместе с декабристами и Пушкиным, с которым подружился в 1817 году, он ищет пути развития национально самобытной русской литературы.
Первые пьесы Грибоедова были вольным переводом с французского («Молодые супруги», «Притворная неверность»), но затем он создает свое собственное яркое произведение. Эстетика Грибоедова — это эстетика реализма. Он выступает против романтика Жуковского, но опирается на лучшие достижения русской литературы.
Грибоедов был одним из образованнейших людей своего времени. В 1824 году он закончил работу над комедией «Горе от ума». Неслыханным был ее успех, но цензура не пропустила произведение в печать. Реакционный лагерь принял комедию враждебно. Блестящую характеристику произведению дал Пушкин, восторженно ее встретили декабристы. По мнению Пушкина, цель комедии — «характеры и резкая картина нравов». До Грибоедова только комедия «Недоросль» Фонвизина имела такой успех. «Горе от ума» было использовано декабристами для пропаганды политических идей.
В комедии отражена эпоха после 1812 года. Содержание комедии — столкновение и смена двух больших эпох русской жизни — «века нынешнего» и «века минувшего». Появление «Горе от ума» предвещало победу реализма в русской литературе. Грибоедов вслед за Радищевым раскрывает типические черты диких барских нравов и бесправие крепостного человека (служанке Лизе грозит и любовь стареющего барина — волокиты Фамусова, и барская расправа. Она говорит: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь»). Сочувствие закрепощенным народным массам — основа грибоедовского изображения жизни: народ, о котором говорит Чацкий, составляет фон комедии. Сущность грибоедовского замысла раскрывается в противопоставлении порочному и паразитическому дворянско-крепостническому обществу умного, гуманного русского народа. Новаторство писателя в том, что он не только великолепно знал действительность, но и своеобразно применил новый реалистический метод изображения: все герои даны в движении, в развитии, все образы подчинены главной идее — борьбе нового со старым.
В образах и картинах комедии с исторической верностью была воспроизведена русская жизнь XIX века. Грибоедов раскрывает характер своих героев в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, и в этом сила его реализма. Молчалин стал Молчалиным именно под влиянием окружающей его барской среды, от которой он зависит. Чацкий с горечью восклицает: «Молчалины блаженствуют на свете!».
А в наши дни? К сожалению, Молчалины всегда процветали, а от Чацких старались избавляться. Я думаю, что это и привело нашу страну к духовному кризису. Слишком много было покорных, живущих по принципу: «Не должно сметь свое суждение иметь»,
Основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Этому основному требованию реализма вполне отвечает «Горе от ума». Типизируя образ, Грибоедов каждый персонаж комедии наделяет индивидуальными чертами и свойствами.
Комедия до сих пор актуальна, потому что Грибоедов блестяще запечатлел не только жизнь и нравы своего века, но и характеры, которые есть во все времена. И сейчас можно встретить грубого солдафона, грибоедовского Скалозуба, в любом учреждении — «всесильного дядюшку», Фамусова, покровителя родственников, который держит всех служащих в узде.
Легший в основу комедии конфликт между лагерем крепостников и молодыми вольнолюбцами, из среды которых вышли декабристы, уже современников поразил своей жизненной правдивостью и исторической верностью. Новаторство Грибоедова-художника, выразившееся в естественности, простоте и ясности драматургической композиции, блестяще охарактеризовал Пушкин, назвав Грибоедова «комическим гением».