A+ A A-

Роль автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Пушкин и Гоголь явились новаторами в русской литературе. По-новому они решили и вопрос роли автора в своих произведениях.

Так, в романе Пушкина «Евгений Онегин», наряду с главным героем Евгением Онегиным, живет и действует образ автора. Это полноценный герой, потому что на протяжении поэмы этот образ раскрывается и развивается в лирических отступлениях, а также в самом сюжете. Мы узнаем о прошлом этого персонажа, его мысли по поводу всего, что происходит вокруг, наконец, его отношение к Евгению Онегину.

Именно с главным героем поэмы связано большинство авторских суждений и оценок. Говоря о поверхностном воспитании и образовании Онегина, автор иронично заключает:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

Тем самым он подчеркивает свое единство с героем, который тоже вышел из дворянской среды и получил типичное для того круга и того времен образование.

На протяжении всего романа автор сравнивает себя с Онегиным. Для этого он находит разные художественные приемы. Один из них – сближение с героем через общих знакомых.

Но по мере развития сюжета все больше намечаются различия между автором и его героем. Так, для Онегина балы – надоедливая обязанность, необходимость. Для автора же – это радость молодости, радость общения, радость увлечений.

Одно из самых серьезных различий между героями – это отношение к чувствам, в частности, отношение к любви. Мы помним, что для Онегина этого чувства не существует. Автор же способен испытывать глубокие, сильные чувства, способен любить, страдать, разочаровываться и вновь верить:

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам!

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами!

Автор и Онегин – ведущие мужские образы романа. Между этими персонажами очень тесная связь. Они проходят через все произведение в сопоставлении и сравнении. Это помогает не только глубже раскрыть образ Онегина, но и в полной мере проявиться душе автора. Все вместе это составляет портрет эпохи и позволяет назвать «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни».

Авторский взгляд в «Мертвых душах» Гоголя постоянно вступает в спор не только с представителями Чичикова, но и с нашим отношением к жизни и литературе.

Гоголь хочет сказать в своей книге «горькую правду», вывести людей из забвения, в которой «спит ум».

В лирическом отступлении в десятой главе «Мертвых душ» Гоголь пишет о том, что делает героем современной эпохи «подлеца», и уже в этом сказывается представление Гоголя о низменности, приземленности современной ему жизни. Писатель считает, что быт заслонил от современного ему человека великие вопросы, что «тысяча… мелочей…кажутся только тогда мелочами, когда внесены в книгу, а покамест обращаются в свете, почитаются за весьма важные дела».

Гоголь видит в себе «историка предлагаемых событий». О ничтожных людях и нелепых событиях Гоголь пишет обстоятельно, так как именно «дрязг жизни», с точки зрения писателя, заполняет жизнь современного человека.

Текст «Мертвых душ» пестрит скрытыми цитатами из Пушкина. Образ Руси-тройки напоминает «гордого коня» в «Медном всаднике». Сходны даже вопросы, обращенные к символистическому образу Родины «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ!» - «Куда ты скачешь, гордый конь?».

Таким образом, роль автора в указанных произведениях обладает как сходствами, так и различиями. В «Евгении Онегина» автор – полноценный герой, включенный в повествование, сюжетные ходы. В «Мертвых душах» автор проявляется лишь в лирических отступлениях, поэтому можно сказать, что он более лиричен и эмоционален.

Круг тем, затрагиваемых авторами романов, близок. Гоголь опирается на традиции Пушкина, в чем-то соглашаясь с ним, а где-то и споря.

В любом случае можно сказать, что образ автора – важный персонаж как «Евгении Онегине», так и в «Мертвых душах». Без этого героя проблематика и идейное содержание романов была бы неполной, нераскрытой до конца, незавершенной.