Тему «маленького человека» можно назвать одной из основных в русской литературе. Все писатели 19 века так или иначе затрагивали эту тему в своем творчестве. В произведениях Н.В. Гоголя она получила серьезную разработку, дополнилась различными нюансами и аспектами.
Хрестоматийным произведением Гоголя, в котором затрагивается тема «маленького человека», является повесть «Шинель» (1842). Ее герой – «вечный титулярный советник» Акакий Акакиевич Башмачкин – образец забитого существа, того, кого Гоголь называл «униженными и оскорбленными».
Башмачкин живет в Петербурге – столице российской империи, где богатство и роскошь – абсолютно нормальное и привычное явление. Но лишь для избранных. Для таких же, как Акакий Акакиевич (а их в столице огромное количество), предназначена другая судьба – вечная нищета, убогое существование в заботе о куске хлеба.
Автор подчеркивает, что его герой унижен сверх меры в обществе, где главное – это должность и состояние банковского счета. Смысл человеческой жизни состоит именно в получении чинов, социального статуса. И тут - каждый сам за себя. Выбившись в люди (например, «значительное лицо» в повести), человек наслаждается своим положением и не думает о ближних, особенно о тех, кто находится в самом низу социальной лестницы. Так, тема «маленького человека» самым тесным образом связывается у Гоголя с темой социальной несправедливости, безжалостной бюрократической машины, уничтожающей в человеке человека.
Но это лишь одна сторона медали. Другой аспект данный темы связан у писателя с личностным, психологическим началом. Да, Башмачкин представляет собой жалкое, донельзя забитое, крайне ограниченное существо. Но вина ли в этом только общества, государства? Ведь герой сам смирился со своей участью, позволил ограничить свое существование переписыванием служебных бумаг. Вспомним эпизод, когда герою хотели поручить «более ответственное» занятие – «переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье». И что же? Башмачкину «это задало …такую работу, что он вспотел совершенно, тер лоб и наконец сказал: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».
Но автор подчеркивает, что его герой был не лишен таланта. Переписыванье бумаг он превратил в творческий процесс: «некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой…» Однако свой потенциал Башмачкин больше нигде не проявлял.
Когда в жизни героя появилась мечта о шинели, она стала для него сравни мечте о другом, лучшем, будущем, а сама шинель стала воплощением счастья. Однако «маленькому человеку» счастья в этой жизни не испытать – Акакий Акакиевич вскоре лишается своей шинели, а в попытках отстоять свое достоинство и мечту – и самой жизни.
Фантастический финал повести восстанавливает справедливость, однако надо помнить, что он лишь воплощает мечты Башмачника и, отчасти, самого Гоголя. А также усиливает тему бесправности и беззащитности «маленького человека» перед государственной машиной.
Данную тему продолжает и развивает, уже в комическом ключе, пьеса «Ревизор» (1851). В образе враля Хлестакова также проявляются и развиваются черты «маленького человека». Этот герой, недалекий и легкомысленный, служит в Петербурге. Он получает мизерное жалование и не может позволить себе ничего из того, что ему хотелось бы. А хотелось бы Хлестакову многого: иметь большой чин, быть знаменитым, пользоваться успехом у самых красивых дам, «быть на короткой ноге» с самыми известными и богатыми людьми и так далее.
В реальной жизни Хлестаков не может реализовать свои мечты. Поэтому он, обманывая чиновников города N., реализует их в своих мечтах. Только в своих фантазиях Иван Александрович живет полной жизнью и чувствует себя, пусть и на короткие мгновения, по-настоящему счастливым.
Тема «маленького человека» затрагивается Гоголем и в поэме «Мертвые души». В повести о капитане Копейкине она находит свое окончательное, как мне кажется, решение. Повествование о социальных мытарствах инвалида Отечественной войны в поисках заслуженной им пенсии завершается бунтарским финалом. Капитан Копейкин, лишившийся руки и ноги в боях за родину, не смог добиться справедливости. По всей видимости, он, разочаровавшись в помощи государства, создал свою разбойничью шайку. Таким образом, Гоголь показывает, что герой взял жизнь в свои руки так, как мог это сделать.
История капитана Копейкина – скрытое предупреждение, угроза всему существующему социальному строю. Недаром чиновники города N. так переполошились, когда почтмейстер рассказал им о банде Копейкина. Их страх – это еще и признак усиления народного гнева, роста народного возмущения, распространившегося по стране.
Таким образом, тему «маленького человека» можно назвать одной из ведущих в творчестве Н.В. Гоголя. Усиленно разрабатывая ее, писатель привнес свое видение данной проблемы, делая аспект на социальной стороне вопроса – подчеркивая бесправность и беззащитность простого человека перед лицом государства. Но, кроме того, Гоголь не забывал и личностную сторону данной проблемы, говоря о том, что человек во многом сам опускает руки, забывая о божьем свете внутри себя.