История творческого наследия Достоевского сложна. О нем имеются разноречивые мнения. Так, Михайловский в статье «Жестокий талант» говорит, что Достоевский обладал особым стремлением, тягой к мучительству. Главная его задача – измучить читателя, рисуя в подробностях картины человеческих страданий. В какой-то мере Ф. М. Достоевского, известного русского писателя, можно назвать провидцем человеческих душ. Он сумел раскрыть необыкновенные по своей яркости характеры, открыть читателю все глубины человеческой души, отражающие как самые светлые чувства, так и самые гадкие. Описывая жизнь отдельных людей, автор одновременно раскрывал больные стороны современного ему общества. Достоевский талантливо рисовал правдивые картины русской действительности.
Сюжетом для одной из таких картин стала жизнь студента Родиона Раскольникова. Автор показал нам, что за все совершенные действия человек непременно должен отвечать сам. Настает определенное время – и каждому неизменно приходится «платить по своим счетам». За преступлением должно следовать наказание. Но как осуществится это наказание именно в отношении Родиона Раскольникова, кем осуществится? Осуществится ли оно вообще?
Безусловно, Раскольников будет наказан. Можно сказать, что это произойдет дважды. Герой наказан за двойное убийство и ограбление по людским законам. Когда он разрабатывал свою фантастическую теорию про людей разных «сортов», несмотря на свою одержимость, он прекрасно осознавал, что придется преступить черту закона ради осуществления своего эксперимента. Значит, он прекрасно понимал, что наказание людей может настигнуть его в любой момент. Вина его перед людьми еще и в том, что студент пытался возвысить себя над окружающими, считая, что есть настоящие люди, а есть «тварь дрожащая».
Кем же еще наказан Родион? Конечно же Богом! Он преступил не одну из божьих заповедей. Примечательно, что угрызения совести начинают мучить Раскольникова задолго до совершения убийства. Как известно, душевные муки – одно из самых суровых наказаний Господа. Почему же наказание предшествует преступлению? Дело в том, что не всегда человеческие критерии преступления совпадают с «высшими». Возможно, то, что студент убил мерзкую старуху, отравляющую жизнь окружающим, и является смягчающим обстоятельством в человеческих рамках. Но Божественная логика подобного не допускает. Раскольников пошел против великих истин, возомнил себя человеком, способным создавать и попирать моральные законы.
Основной целью героя, кроме самоутверждения, являются «свобода и власть, а главное – власть! Над всею дрожащей тварью, над всем муравейником» Однако он не учитывает одного: чтобы действительно достигнуть подобных вершин, нужно не только убивать других людей, но и прежде всего уничтожить в себе самом все человеческое.
Убить самого себя оказалось для Раскольникова гораздо труднее, он так и не смог побороть в себе любовь, чем и объяснялись его внутренние терзания и угрызения совести. В его сознании появляются сомнения в отношении истинности своей теории, крах идеи ведет к полной растерянности героя. Он начинает понимать, что сломал самого себя, убив двух людей. «Я не старушонку убил, я себя убил», – объясняет он Соне. Раскольников осознает, что от мук душевных ему теперь никуда не деться, даже если удастся скрыться от правосудия. Преступление Раскольникова необычно, так как оно совершается против воли героя, автоматически (сравнивает себя с чел, приговоренным к смертной казни). Для него это чуть ли не жертва, он понимает весь ужас преступления. Поэтому он реагирует на преступление болезнью. Он–незаурядная личность и мужественно подавит муки совести. Несет в своей душе тяжесть, так как один берет на себя ответственность за убийство. Следовательно, Раскольников наказывает сам себя.
Описывая душевные переживания Родиона Раскольникова, Достоевский дает понять читателю, что у его героя есть шанс искупить свою вину при жизни. Наказание Бога стало одновременно и его спасением, очищением души. Любовь Раскольникова и Сони Мармеладовой также можно отнести одновременно и к наказанию, и к великому дару свыше. Мучение от того, что они вынуждены пребывать во временной разлуке; дар – потому, что эти два человека смогли найти друг в друге необходимое обоим утешение.