|
Раскольников |
Лужин |
Возраст |
23 года |
Около 45 лет |
Род занятий |
Бывший студент, бросил учебу из-за невозможности платить |
Преуспевающий юрист, надворный советник. |
Внешность |
Очень хорош собой, темно-русые волосы, темные глаза, стройный и тонкий, рост выше среднего. Одевался чрезвычайно плохо, автор указывает, что другой человек даже постыдился бы в таком выходить на улицу. |
Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и моложавое, на вид и не дашь 45 лет. Предпочитает одежду светлых «юношеских» тонов, носит сиреневые настоящие жувеневские перчатки. |
Характер |
Гордый, сильная личность. Испытывает сильные эмоции, раскаяние от убийства толкает его чуть ли не к помешательству и суициду. Не желает признавать себя обыкновенным человеком, остро из-за этого переживает, с трудом смиряется с этим уже на каторге. |
Преуспевающий деловой человек. Достаточно прямолинеен, рационален и практичен. Не поддается эмоциям, интуиции не верит. Подл, морально не брезгует ничем для достижения своих целей. Из-за этого не признает в людях бескорыстной честности, не верит в благородство. Любит сплетни. Себя относит к людям «нового времени», уверен, что в изменяющиеся времена будет успешен. |
Жизненная позиция |
Делит всех людей на две категории: низших («ничтожеств, тварей дрожащих») и высших («эдаких наполеонов»). Сам себя он первое время относил ко второй группе, однако после убийства перенес себя в первую. Искренне считает себя способным карать и миловать. Однако впоследствии понимает, что стал только дальше от своей мечты о лучшем будущем, что его расчет о категориях люде оказался неверен. Он мучится и страдает от этой своей ошибки, раскаиваясь в конце романа. |
Главное его стремление – сколотить капитал, упрочить свое положение в обществе, сделать быструю успешную карьеру. На жизнь смотрит сквозь призму своей теории. Он уверен, что каждый человек должен быть эгоистом. Только заботясь о себе, он сможет впоследствии помочь другим. Ставя себя выше других людей, Лужин в этом сближается с Раскольниковым, хотя оба они не понимают сходства. |
Отношение к любви |
Холоден и отчужден по отношению к Соне Мармеладовой, однако ее любовь и преданность смогла разбудить в нем человеческие качества. Он понял, что ближе нее у него никого нет, он потянулся к ней и искренне полюбил. Благодаря Соне, Родион раскаялся, пересмотрел свое отношение к жизни, признал свои ошибки. Он принял ее отношение к жизни и к людям за свои: «Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере…». |
Очарован красотой Дуни Раскольниковой. В некотором смысле, даже любит ее. Однако больше любви ему приятна мысль о том, что Дуня – из бедной семьи, а значит, он сможет ее облагодетельствовать, за что она будет ему благодарна до конца жизни. Кроме того, воспринимает этот брак как еще одну ступеньку к упрочению своего положения – Дуня красива и умна, она явно понравится людям из общества, тем самым улучшив отношение и к нему, Лужину. |
Отношение друг к другу |
Герои испытывают друг к другу взаимную неприязнь, не понимая, насколько внутренне они похожи. Видя в другом свои худшие черты, исковерканную теорию самопревозношения, герои сердятся. |