A+ A A-

Сочинение по картине М. К. Финогеновой «Каток для начинающих» 9 класс. Вариант 2

Что чувствует ребенок, впервые за зиму, а может быть, и за всю жизнь надевший на ноги коньки и вставший на лед? Сердце переполняет радость и ликование — хочется скорей встать на зеркало застывшего катка, пробежаться, подставив лицо колючему морозному ветру, вволю накататься и устать. Хочется идти на тяжелых, приятно ноющих ногах, нести в руках застывшее серебро и мягкую кожу — быстрые и легкие коньки на остром лезвии.

Но, помимо радости и предчувствия предстоящего веселья, тревожит непонятное волненье — а вдруг не смогу, а вдруг не получится? Того и гляди упадешь и вызовешь бурный всплеск хохота друзей и просто совершенно незнакомых ребят, пришедших, как и ты, морозной предвечерней порой прокатиться на коньках по льду катка. Однако ноги уже делают первый шаг, коньки обретают равновесие и собственную жизнь и уже несут тебя, как два волшебных зверька, по гладкому льду, навстречу вечернему ветру. Кожу холодит и покалывает мельчайшая снежная пыль, звучит приятная веселая музыка. Озорно поскрипывают коньки, оставляя на гладкой поверхности льда вычурные узоры царапин. Тебя окружает смех друзей и приятелей, и даже незнакомый парнишка, которого видишь впервые, кажется давно знакомым. Радость широкими крыльями обнимает тебя — и хочется вечно нестись по ледяному зеркалу катка... Именно такие мысли посещают меня, когда я рассматриваю картину М. Финогеновой «Каток для начинающих».

Полотно написано в интересном, выдающимся стиле — авангардизме. Преобладают четкие, строгие линии, правильные геометрические контуры. Этот стиль не годится для изображения классических портретов и пейзажей: они не будут фотографически точно передавать окружающую действительность. Напротив, этот жанр словно бы специально придуман для того, чтобы разрушать, расплетать ткань реальности, привносить в мир действительности что-то неземное, необычное, волшебное. Поэтому данное полотно невозможно долго разглядывать, стараясь рассмотреть детали: реалии настоящего мира преображаются здесь, либо совершенно утрачиваясь, либо трансформируясь во что-то новое, неожиданное. Зато картина, написанная в рамках авангардизма, потрясающе передает общий настрой, чувства и настроение. Уходя от материального мира, авангард, погружается в мир чувственный, в мир эмоциональный, точно и искренне передавая с помощью цвета, света и разнообразных форм настроение мысли, чувства и эмоции художника, которые он выплеснул на холст, превратив в радостную, красочную и завораживающую работу.

Практически всю площадь полотна занимают изображения домов — самой разной формы. Здесь и мрачноватые, возле самого горизонта, высотки, подпирающие небо, — одно высокое узкое здание темно-фиолетового цвета, второе длинное, тянущееся спиной-крышей вдоль верхней кромки, печального  темно-синего, почти черного цвета. Здесь и солнечные желтые домики, и задумчивые серые, словно дымчатые строения. Только в самом низу картины, но практически в центре, на переднем плане — стайка детей, окруженная красным кирпичом строений. Три мальчика — в темных одеждах и шапочках, и две девочки — в красивых светлых пальтишках, проезжающие вдоль перил на голубую простыню льда. Там уже стоит одинокая фигурка девушки в темных колготках и белом пальтишке. Наверное, она кого-то ожидает, а может, просто остановилась слегка передохнуть.

Яркость использованных художницей красок несколько приглушается их соединением, сочетанием. При строгих геометрических формах зданий присутствует легкость переходов и переливов цвета. На фоне темных громад домов на заднем плане строения среднего плана, выкрашенные в дымчато-голубой, серый, желтоватый, выглядят прозрачными, хрупкими. Их простота и неяркость подчеркивает праздничный алый и кирпичный оттенки зданий на переднем плане. Окошки домов, словно мозаика, каждое своего, особенного оттенка. А вместе каждая деталь образует единое, неделимое полотно хорошего настроения, чистого и ясного зимнего вечера и непосредственной детской радости от прогулки с друзьями и катании на коньках.