Н. М. Ромадин — известный российский художник, член Академии художеств РСФСР. Большая часть его работ — пейзажи, посвященные изображению русской природы. В своем творчестве он продолжает традицию классического живописного стиля. Полотна Ромадина — глубоко эмоциональны, трогательны, полны искренних, не наигранных и чистых чувств и ощущений.
Творческий путь художника начинался с произведений, посвященных раскрытию историко-революционных тем, однако в полной мере талант художника смог раскрыться только в простом русском пейзаже. Существенно повлияла на творческий рост живописца встреча с Н. П. Крымовым, произошедшая в 1938 г. Ромадин по достоинству оценил разработанный художником особенный подход к подбору и сочетанию полутонов и оттенков при построении композиции полотна. По совету Крымова Ромадин поехал на Волгу, где писал этюды и пейзажи волжских берегов, отрабатывая и перерабатывая под себя крымовский живописный подход." Уже через некоторое время Ромадин смог организовать свою первую выставку, на которой было представлено около двухсот работ, по достоинству оцененных зрителями.
Огромное значение в его творчестве имеет написанный в годы Великой Отечественной войны пейзажный цикл, восхваляющий красоту родной земли, «Волга русская река». В него вошел ряд небольших по размеру полотен — таких, как «Восход луны», «Стадо», «Золотые листья», «Закат». Но особенного внимания заслуживает картина этого цикла под названием «Село Хмелевка».
Эпиграф, приведенный в начале этой работы, выбран не случайно. Дело даже не в том, что стихотворные строки полностью соответствуют основному сюжету картины, красочно его описывая и точно отображая настроение работы. Просто между творчеством художника и поэта, искренне влюбленных в родные пейзажи, в красоту родной природы, есть какая-то неуловимая, но прочная связь. Несмотря на блеклость, неяркость и зачастую тонкую печаль, пронизывающую большинство есенинских стихотворений о русской деревне; несмотря на пасмурность и тоску, сквозящую в пейзажах Ромадина, оба живописца искренне любят родные, пусть и не блещущие красотой просторы. Кроме того, исследователи творчества Ромадина часто называли художника подлинным поэтом русской природы.
Как наглядны образы есенинских стихотворений, так и картины мастера переплетаются со стихотворными строчками, образуя единое, неразрывное смысловое полотнище, напоенное звуками, запахами, цветами.
Полотно «Село Хмелевка» открывает зрителю вид на небольшую деревушку, начинающуюся у подножья высокого холма. Маленькие светлые домики располагаются в низине между двумя вздымающимися к небу холмами, поросшими по- осеннему желтой травой. На переднем плане три тонких березки, сменивших нарядные зеленые сарафаны на золотистые и желтоватые.
Само село, расположенное на заднем плане и проходящее через все полотно, окружают золотистые невысокие деревья — может быть, это молодая рощица, еще не превратившаяся в лесок. Горизонт теряется в туманной сероватой дымке. Высокое сероватое небо выгнутой чашей простирается над деревушкой. Еще немного — и пересекут его просторы первые журавлиные клинья, оставляя после себя ощущение тоски.
Общий колорит полотна мягок. Работа больше напоминает гобелен, ковер, тканный золотистыми нитками, чем живописное произведение. Палитра художника представлена всевозможными оттенками золота — от светлого, практически белого, желтого оттенка до насыщенных медного, оранжевого, коричневого. С этими теплыми, перетекающими друг в друга оттенками выгодно сочетаются светло-зеленый, темно-зеленый, мягкий голубой и серый цвета.
Пейзаж, изображенный на этой картине, навевает ощущение покоя, тихой задумчивой радости, легкой грусти. Поневоле становится понятным кажущийся поначалу странным эпитет «кроткая родина».