Издавна на Руси аист считался особенной птицей — птицей мира, счастья, семейного уюта и достатка. Привечали этих изящных, больших черно- белых птиц, как самых дорогих гостей. Аиста нельзя было обидеть, нельзя убить или спугнуть; их берегли и уважали. Многие селенья могли похвастаться своим собственным, привыкшим именно к этому месту аистом, который считался родным и близким существом. Ведь если он поселился рядом с этой деревней, значит ее минует война, голод и болезни, значит, каждому человеку будет уютно и спокойно жить рядом с дорогим гостем.
Аисты — верные птицы. Улетая на зиму, как и журавли, аисты громко кричат, словно стонут, прощаясь с родным гнездом. Легкие черно-белые тени пересекают небосвод, а затем птичьи крики затихают, пустеет до весны высокая синь... Но весной аисты возвращаются обратно — в то гнездо, которое было покинуто накануне, в котором были высижены птенцы прошедшим летом...
Аист — верная птица. Аист — красивая птица. Несмотря на то что тело его велико, а ноги — тонки, фигура этой птицы очень гармонична. Он хорош как в небе, когда парит, раскинув во всю ширь крылья с подрагивающими на ветру перьями, он красив на земле, когда степенно вышагивает на стройных и длинных ногах. А силуэт стоящего на одной ноге аиста давно был признан приносящим удачу и мир.
Поэтому про аистов слагали стихи и песни, поэтому их изображали на картинах и гравюрах. И полотно с одноименным названием И. Тихого — яркий тому пример.
На картине «Аисты» изображены вспорхнувшие с поля аисты — восемь птиц, раскинувших широкие крылья и рвущихся в осеннее небо. Художнику удалось запечатлеть краткий неповторимый миг, трогательное мгновение. Еще минута — и птицы скроются с глаз, оставив небу только печальные крики, еще минута — и не останется ничего, даже крика, только сиротливое белое перо будет кружиться, тихо планируя вниз, на опустевшее поле...
Композиционно картина устремлена вверх, в небо: стая птиц, часть из которых уже высоко в небе, а часть только отрывает тело от земли, вытянулась, «разместившись» в прямоугольнике холста от левого нижнего до правого верхнего угла. Левая сторона заднего плана и правая сторона переднего образуют глубокую чашу с загнутыми вверх краями. Эта деталь напоминает сложенные лодочкой ладони рук, из которых и вылетают грациозные птицы. Минимум деталей не позволяет зрителю отвлечься от основного сюжета картины. Виден только край поля, по-осеннему золотистого, слева — пышный куст, листва которого уже начала желтеть, справа — золотистые налитые колосья. Поле отделено узкой полосой дальнего леса, уходящего за горизонт. В центре картины — аисты и бескрайнее небо, по которому проплывают лениво облака.
Удивителен набор красок, которые использовал живописец в своей работе. Чаша поля — теплого, насыщенного золотисто-рыжего цвета. Колосья выглядят шелковистыми, тяжелыми, налитыми — кажется, что слышно, как они шелестят на ветру.
Деревья дальнего леса и ближний кустарник темного зеленого цвета, в котором уже пробиваются рыжие искорки наступающей осени. Небо высокое, голубое, с ватными шапками пушистых и объемных облаков. И аисты — черно-белые, которые должны казаться слишком скучными и строгими, которые объединяют небо и землю, верх и низ. Широкие белые крылья снизу подсвечены золотом поля, они вбирают в себя этот цвет и отражают его мягкой желтизной. Обращенные к небу крылья и спинки окрашены голубым. И только черные перья, обрамляющие широкие крылья, контрастно выделяются на общем мягком и неярком фоне, приковывая к себе внимание.
Несмотря на теплоту и живость картины, несмотря на грацию летящих птиц, сердце поневоле наполняет тоска. Отзвучит эхо птичьих крыльев в темнеющем небе, исчезнут благородные птицы — и на поля придет сначала осень с серыми дождями, а затем и зима...
Мимолетность момента, запечатленного на картине, заставляет о многом задуматься. В том числе и о судьбе прекрасных белых птиц, каждую весну возвращающихся из дальних стран на родину, в Россию.