A+ A A-

Сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине» 5 класс

План:

1.                    Краткая информация о художнике.

2.                    Композиция картины.

3.                    Цветовая гамма.

 

В жизни счастье одно

Мне найти суждено,

И то счастье в сирени живет;

На зеленых ветвях,

На душистых кистях

Мое бедное счастье цветет...

К. К. Романов

 

Петр Петрович Кончаловский родился в 1876 г. в городе Славянск на Украине в семье помещика. Учился живописи в Петербургской академии художеств и в Академии Жюлиана в Париже. В творчестве П. П. Кончаловского ощущается значительное влияние тестя художника, знаменитого живописца В. И. Сурикова, а также французского импрессиониста П. Сезанна.

П. П. Кончаловский был одним из основателей общества «Бубновый валет», члены которого рассматривали творчество П. Сезанна как образец.

Художники, вошедшие в это объединение, отличались особым интересом к изображению цветовой фактуры предметов, фольклорным мотивам в живописи.

Среди работ П. Кончаловского можно найти произведения различных жанров изобразительного искусства: это натюрморты, пейзажи и портреты. Искусствоведы пришли к выводу, что многие работы художника очень близки к таким направлениям в изобразительном искусстве, как кубизм и фовизм. Для кубизма было свойственно экспериментирование с изображением формы предмета, а для фовизма — эмоциональность, резкость цвета. Наиболее известными работами Кончаловского, выполненными в традициях упомянутых направлений, принято считать «Сиенский портрет», «Сухие краски», «Портрет Г. Б. Якулова».

В 1920-х гг. стихийная резкость живописной манеры Кончаловского уступает место более мягкому и романтическому подходу. В качестве примеров можно привести картины, посвященные историческим темам: «Новгород», «Антоний Римлянин». Нужно отметить, что творчество Кончаловского достаточно многолико и неоднозначно: среди его работ и «Портрет В. Э. Мейерхольда», выполненный в драматической манере (режиссер запечатлен как раз в период начавшихся на него гонений), и «Портрет А. Н. Толстого», как нельзя более вписывающийся в официальные каноны.

1943 г. отмечен для П. П. Кончаловского присуждением Сталинской премии. Скончался художник в начале 1956 г. в Москве.

А теперь следует обратиться непосредственно к творчеству художника. «Сирень в корзине» написана в 1933 г. В СССР прошла коллективизация; начались сталинские репрессии. Каждый день «черный ворон» в одночасье может разрушить чью-то «маленькую жизнь». В этом же году в Германии пришли к власти нацисты во главе с А. Гитлером.

Пройдет еще несколько лет, и мир будет втянут в кровавую бойню, по масштабам не сравнимую не с одной из прежних войн. А мы смотрим на картину Кончаловского и видим букет сирени — такие же охапки цветов каждую весну видели в беспощадной и мудрой древности, в мрачную и фанатичную эпоху Средневековья... И мы тоже каждый год видим, как вновь и вновь на ветвях распускаются душистые кисти цветов. Их будут видеть наши внуки и правнуки, и многие поколения людей, пока стоит этот мир. События прошлого —материал для историка; а художник и поэт тем и отличается от ученого, что может увидеть и запечатлеть мимолетно-вечное: то, что быстро уходит и вновь возвращается.

«Сирень в корзине» — это вечный мотив торжества жизни, ее красоты и мудрости, о которых мы, люди, нередко забываем в суматохе повседневности. Так ли часто обыкновенный человек останавливается, чтобы посмотреть, как распускаются листья на деревьях, отмечает, какого цвета сегодня небо, есть ли на нем звезды?.. Вероятно, в том и призвание художника — поймать и запечатлеть преходящие мгновения, чтобы дать возможность другим людям всмотреться в них?..

Кончаловский на своем полотне не изобразил никаких лишних деталей. Букет хорошо вписывается в пространство картины, заполняет его. Полотно ориентировано в горизонтальном направлении: легко заметить, что для выбранной композиции это является оптимальным вариантом. Она вписывается в воображаемый эллипс, вытянутый в горизонтальном направлении. Вертикальное направление на картине задает изображение корзины, помещенной в центре живописного полотна; однако мы видим лишь нижнюю часть корзины, в то время как ее верхняя часть тонет в густой пене цветов. Художник четко разграничил поверхность, на которой установлена корзина, и общий фон полотна. Это достигнуто благодаря цветовомуконтрасту: поверхность стола темно-коричневая, в то время как общий фон — светлый, неоднородный, размытый, желтовато-блеклый.

Корзина, на которую падает густая тень от букета, выделяется на фоне темной поверхности стола благодаря коричневато-золотистым отблескам, живо передающим естественную окраску ивовой лозы.

Букет составлен из веточек сирени разных сортов. Присмотревшись, можно прийти к выводу, что веточки сирени не просто засунули в корзину как попало, а продуманно и тщательно составляли композицию. Справа и слева, а также в центре мы видим по две лиловых «кисти». Между лиловыми цветами помещены ветки сирени с цветами голубоватой окраски. На переднем плане среди белой сирени вставлены две веточки с цветами чистого сиреневого оттенка. Зелень листьев, кое-где золотистых от падающего на них света, оживляет композицию, придает ей естественность и безыскусность. Свет на картине падает справа.

Особенностью картины является нечеткость, размытость изображения. Художник не стремился тщательно прорисовывать отдельные цветки в «кистях» сирени — он старался верно передать общее впечатление от созерцания пышного букета, огромной шапкой громоздящегося над корзиной. Подобное осмысление реальности было характерно для живописной школы импрессионистов, чье влияние отчетливо просматривается в творчестве П. П. Кончаловского.

Необходимо отметить и некоторые особенности цветовых решений, использованных художником. Сразу бросается в глаза резкий контраст нижней и верхней частей картины. В темных тонах изображены корзина и поверхность, на которой она стоит. Общий фон и букет— светлые, причем темная нижняя часть изображения занимает на картине гораздо меньше места.